Фанатам хоккея и путешественникам проходящий сейчас в Минске Чемпионат мира предлагает уникальную возможность познакомиться с Белоруссией без визы. Поездка на машине через Польшу в Минск и обратно – сам по себе ценный опыт. А если еще добавить победу нашей сборной – лучше и не пожелать.
Белоруссия не относится к географически отдаленным от нас государствам. Прагу и Минск разделяет где-то 1,2 тысячи километров. Этот путь можно преодолеть меньше, чем за день. Но если я проезжаю тысячу километров на запад и чувствую себя как дома, то здесь действует другое время, и другие обычаи и правила. Здесь вас подстерегает масса ловушек…
Чего стоит одна дорога через Польшу. Дело даже не столько в качестве местных «drog», так в Польше называют дороги. И хотя сразу за чешской границей в Завидове я проезжаю по стройке без асфальта, где в первый, но не в последний раз радуюсь выбору машины с высокой подвеской и полным приводом, минимум половина дороги через Варшаву и до белорусской границы – прекрасная трасса, и бесплатная.
Хуже безнадежно равнинный, усыпляющий пейзаж за окном и плотная сеть радаров вне трассы, вынуждающих соблюдать ограничения скорости. От сна меня спасает чтение вывесок по дороге. Контроль скорости на польском - kontrolа predkości - очень похож на kontrolu předkožky (с чеш. - «контроль крайней плоти»). По-детски исковерканное слово в предупреждении для водителей обретает новый смысл, если обратить внимание на проституток, выстроившихся вдоль международной трассы.
Польско-белорусская граница традиционно означает остановку на несколько часов. Как обладатель билета на Чемпионат мира по хоккею я, к счастью, получаю право объехать очередь. Пограничники ведут себя корректно, даже мило, тем не менее на заполнение бумажек и несколько проверок уходит около часа, по дороге обратно – полчаса. Золотой Шенген! Документы и даже использованные билеты на хоккей нельзя выкидывать – иначе на обратном пути будут большие проблемы.
Каждый водитель, приезжающий в Белоруссию, согласно местным законам, на той же самой машине должен в течение трех месяцев выехать из страны. Запрещено даже сажать за руль еще кого-то. Иначе вам грозит конфискация автомобиля и высокие штрафы. Добро пожаловать в чуть другую Европу.
Как на машине времени
Первую ночь я провожу сразу же за белорусской границей - в Бресте, городе, который немного меньше Брно. Глаз радует чистота широких улиц. Но в то же время я будто попадаю на 25 лет назад. Памятники Ленину, фотографии функционеров и угодных режиму героев, флаги в качестве украшений…
Но все же сегодня 9-е мая – День победы, победы на Гитлером. Торжественные мероприятия проходят в духе наших первомайских демонстраций при социализме. Участие - якобы необязательное, но массовость кажется мне подозрительной. Шествие во главе с ветеранами, увешанными советскими орденами, растянулось где-то на 5 километров.
Девушки
Здесь есть на что посмотреть. Белоруссия, на мой взгляд, страна с самыми красивыми женщинами в мире. Все началось со служащих на границах, продолжилось девушками в гостинице, на заправке… а теперь я пялюсь на женщин в военной форме и девушек в национальных костюмах, а вечером с открытым ртом буду смотреть на девушек, добровольно помогающих на матче… На самом деле достаточно просто выйти куда-нибудь в люди – и парни могут свернуть свои шеи.
Белоруски к тому же охотно начинают общаться с гостями с Запада – в стране со средней зарплатой около 10 тысяч крон в месяц (около 17 тысяч рублей – прим. пер.) для многих девушек возможность брака с гражданином Европейского Союза становится шансом на лучшее будущее. И хотя теперь, в отличие от времен Советского Союза, люди могут свободно путешествовать, вести собственное дело и покупать в магазинах практически то же самое, что и на Западе, не только до идеала, но и до наших свобод режиму авторитарного президента Лукашенко еще далеко, как осторожно замечают местные жители.
Зеленый - это дизель
Основная трасса М1 из Бреста в Минск, по которой поедет большинство чешских фанатов, во время чемпионата будет бесплатной. Это хорошая новость. Но речь и близко не идет о трассе, к каким мы привыкли в Чехии.
Два направления, как правило, не разделяются отбойниками. И трасса, скорее, представляет собой аэродром для самолетов, что, по крайней мере, меня немного нервирует. Помимо машин по дороге передвигаются пешеходы, мотоциклисты, животные. Часто встречаются пешеходные переходы и перекрестки, где можно развернуться. За соблюдением скоростного режима - от 90 до 120 километров в час для легковых машин – следит множество полицейских.
Аккуратнее надо быть и на заправках. Обратите внимание на цвет автоматов! На первой заправке из зеленой стойки шел не бензин, а дизель. Но на второй все было наоборот! Те, кто моложе, не особенно могут разобраться в кириллице, а без русского здесь не договориться. Зато наших граждан вдохновит цена топлива – за литр бензина или дизеля придется заплатить меньше 20 крон, что сильно удешевляет стоимость проезда на чемпионат.
Миллионером стать легко и быстро
Я плачу картой. Получилось. Теперь еще купить что-то поесть. Цены примерно как у нас. «Как вам понравилась Белоруссия?» - спрашивает меня симпатичная сотрудница заправки на кассе. «Mě nráviťsja děvušky, no něnráviťsja Lukášenko», - честно отвечаю я. В этот момент терминал выдает ошибку – и больше уже ни на одной заправке ни одна моя карта не работает.
Правда, у других чехов, с которыми я разговаривал, дела обстояли подобным образом и без упреков в адрес Лукашенко, так что лучше поменять белорусские рубли. С курсом 1000 рублей – 2 кроны вы почувствуете себя миллионером. Но, надо сказать, мне удавалось договориться заплатить в евро.
На всех заправках сначала происходит оплата. Вы должны сказать, сколько литров вам надо или на какую сумму вы хотите залить бак. Если не угадали, значит, не повезло.
Другая планета
Между Брестом и Минском я съезжаю с трассы, чтобы посмотреть на белорусскую деревню. Среди будто нарисованных деревянных домиков, церквушек с куполами и разваливающихся зданий колхозов я оказываюсь на другой планете. Асфальт заканчивается где-то за полкилометра до автострады, так что на Yeti с полным приводом и самым мощным дизельным двигателем в пыли и на гравии я еду превосходно.
Минимум паркетник, а лучше внедорожник – вот что я советую, если вы поедете не по основным дорогам. Пражские танкодромы – слабое подобие кратеров в белорусских деревнях. Тестируемый нами Yeti с преградами справился, причем в новом «городском» исполнении с меньшим количеством защитных элементов для езды по менее качественному покрытию.
В отличие от относительно скучной дороги по трассе, поездка по белорусским населенным пунктам для любителей природы (особенно птиц) и приключений – отличное времяпрепровождение. Но проверьте сначала, работает ли у вас в Белоруссии навигатор. В Yeti он закончил работать в Польше на границе. Правда, Минск и комплекс «Чижовка-арена», где играют чехи, можно в принципе легко найти и без навигатора.
Минск живет чемпионатом по хоккею, и местные жители охотно покажут вам дорогу. А когда вы уже доберетесь до цели и избежите, казалось бы, всех возможных неприятностей, кое-что все равно останется - не факт, что уезжать вы будете с приятным чувством победы чешской сборной. В матче первого тура со словаками все было не так гладко…