Когда я был президентом, я приложил много усилий, чтобы добиться проведения Чемпионата мира по футболу 2014 года в Бразилии. Мной двигали не столько экономические или политические интересы, сколько то колоссальное значение, которое имеет футбол для людей всего мира и особенно - для бразильцев. Граждане Бразилии с энтузиазмом поддержали эту идею, оставив в стороне предрассудки о том, что это событие «только для богатых стран». Не следует забывать, что чемпионат мира уже проводился в Уругвае, Чили, Мексике, Аргентине, ЮАР и самой Бразилии. Футбол – единственный вид спорта поистине глобальный. Представители разных социальных и этнических групп, культур и религий всего мира любят футбол.
Но нет более тесно связанной с футболом страны, чем Бразилия. В футбол играют представители всех рас, и он трансформировался под влиянием различных культур. Футболисты африканского происхождения привнесли в эту игру новый ритм, красоту и искусство. В течение многих лет футбол, наряду с фольклорной музыкой, был одной из немногих сфер, где бразильцы африканского происхождения могли раскрыть свои таланты и не чувствовать себя униженными, сталкиваясь с расовой дискриминацией. Футбол и музыка – первое, что вспоминают люди, побывавшие в Бразилии, рассказывая о своей поездке.
Для нас футбол – больше, чем спорт. Это страсть всей нации, которая выходит далеко за пределы футбольных клубов. Миллионы любителей ежедневно играют в футбол на задних дворах, пляжах и парках, улицах и площадях периферийных районов больших городов, на спортивных площадках школ и фабрик. Везде, где найдется хоть немного места, будут играть в футбол. Если нет под рукой кожаного мяча, вполне подойдет пластмассовый, резиновый или тканевый. Если вообще нет мяча, сгодится и пустая консервная банка.
На чемпионате мира по футболу, проходившем в 1958 году в Швеции, замечательная бразильская сборная покорила зрителей всех стран, в первый раз став чемпионом мира. Мне тогда было 12 лет, и мы с друзьями, собравшись на небольшом поле у реки, могли только слушать репортаж о происходящем с помощью маленького транзистора, имевшегося в нашем распоряжении. Но у нас было богатое воображение, которое с лихвой компенсировало нам отсутствие картинки. Оно перенесло нас на волшебном ковре-самолете в Стокгольм, на стадион «Расунда», где мы стали даже не зрителями, а игроками. Я мечтал стать футболистом, а не президентом Бразилии.
По словам одного из наших лучших драматургов Нельсона Родригеса, благодаря этой победе, добытой такими талантливыми футболистами, как Пеле, Гарринча и Диди, Бразилия смогла избавиться от комплекса неполноценности. В чем заключался этот комплекс? Речь идет о поведении бразильцев, которые сознательно ставили себя на ступень ниже представителей других стран, по мнению Родригеса. Осмелившись стать чемпионом, Бразилия как бы сказала себе и всему миру: «Да, мы можем быть не хуже, чем остальные».
К тому времени в Бразилии уже началась индустриализация, была создана национальная нефтяная компания и банк развития. Рабочий класс требовал демократических преобразований и хотел участвовать в принятии решений в стране. Но элиты назвали ошибочными эти инициативы, обнаружив в них признаки «левизны». Они утверждали, что в Бразилии нет больших запасов нефти, и, соответственно, не было никакой необходимости ни в проведении социально-политических реформ, ни в развитии национальной промышленности.
Некоторые даже утверждали, что такая страна, как наша, – отсталая, «с цветным населением», «безграмотная и ленивая», согласно стереотипам, распространенным как в самой Бразилии, так и за ее пределами, – должна смириться со своей судьбой и заниматься предоставлением услуг, не предаваясь несбыточным мечтам об экономическом прогрессе и социальной справедливости.
Не так-то легко нам было избавиться от комплекса неполноценности. В течение 320 лет Бразилия была колонией, и худшим последствием колониального прошлого была рабская покорность, надолго оставшаяся в сознании людей.
В период с 1958 по 2010 год мы выиграли в четырех чемпионатах мира по футболу. Ни одна страна, кроме нас, не могла похвастаться столькими победами за это время. Но нужно отметить, что бразильский народ делает успехи не только в спорте.
Бразилия, которую мир сможет лучше узнать после 12 июня, сильно отличается от страны, принимающей чемпионат мира в 1950 году, в финале которого она проиграла Уругваю. Как и в других странах, здесь есть проблемы, включая очень сложные, но мы – «страна будущего». В настоящий момент Бразилия является более процветающей и демократической, чем 60 лет назад. Это произошло, прежде всего, потому, что бразильцы, особенно представители низших слоев населения, освободились от предрассудков, внушаемых им элитами или унаследованных из колониального прошлого, и поверили в себя и в возможности своего государства. Обнаружилось, что Бразилия может одержать победу не только над сборными других стран в чемпионатах мира по футболу, но и над голодом, нищетой, низкой производительностью, социальной несправедливостью. Выяснилось, что мулаты и метисы – одно из наших главных богатств, а вовсе не препятствие для развития и уж тем более не позор для нации.
Такова страна, которая примет чемпионат мира по футболу в этом году, – новая Бразилия, являющаяся седьмой экономикой мира, которая за 10 лет вытащила из нищеты 36 миллионов человек и на 42 миллиона увеличила средний класс. Это страна, которая смогла снизить безработицу до рекордно низкого уровня и которая, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, – одна из тех, кто за последние десять лет больше всех увеличил государственные расходы на образование. Мы гордимся своими успехами, но это не означает, что мы пытаемся скрыть существующие проблемы или не ищем путей их решения.
Проведение чемпионата мира по футболу вызвало оживленные политические дебаты в нашей стране. По мере приближения президентских выборов, намеченных на октябрь этого года, критика этого события становится все более иррациональной. Очевидно, что критика является неотъемлемой частью демократической жизни. Когда она осуществляется с добрыми намерениями, это может улучшить результаты нашей совместной работы. Но некоторые группы пытаются убедить народ в том, что проведение чемпионата мира приведет страну к кризису, как будто бы это поможет им добиться лучших результатов на выборах. Они не стесняются распространять ложную информацию, которую публикуют даже иностранные СМИ, не удосужившись проверить факты. Но наша страна готова принять чемпионат мира, и мы это сделаем.
Бразильская сборная по футболу – единственная команда, принявшая участие в 19 чемпионатах мира. Где бы мы ни играли, всегда нам оказывался теплый прием. А сейчас настал момент, когда проявить гостеприимство должны бразильцы. Билеты на чемпионат пользовались большим спросом. Мы получили заявки более чем из 200 стран. Это дает возможность тысячам зрителей поближе познакомиться с лучшим, что есть в Бразилии, – ее народом.
Проведение чемпионата мира несет не только экономические или финансовые выгоды. Жители всей планеты встретятся в Бразилии, благодаря футболу. Мы сможем еще раз убедиться в том, что идея мира и дружбы народов – вовсе не утопия.
Луис Игнасио Лула да Сильва – бывший президент Бразилии, который в настоящее время занимается продвижением глобальных инициатив от имени института Лулы.