На Украине одни разговоры, поиск виноватых и никакого прогресса
«Участники первого раунда переговоров о национальном единстве Украины в среду 14 мая опустились до дешевых театральных поз и обвинений, не демонстрируя никаких признаков дипломатического прорыва в самом напряженном со времен холодной войны противостоянии в этом регионе» – так оценила The Washington Post итоги так называемого круглого стола, прошедшего в Киеве 14 мая.
«Эти переговоры больше, чем все остальное, продемонстрировали глубокую пропасть между теми украинцами, которые поддерживают временное правительство, и теми, кто его не поддерживает, – указала газета. – Его сторонники постоянно заявляли, что беспорядки и недоверие на востоке инспирируют исключительно российские агенты. Возмущенные жители восточных областей, между тем, отметили, что такие заявления доказывают лишь одно: киевские руководители живут в отрыве от русскоязычного населения востока, которое с большой подозрительностью отнеслось к прозападному восстанию, приведшему в феврале к власти временное правительство».
В значительной степени солидарен с этим мнением журнал The New Republic в статье «Украину охватывает коллективный психоз».
«Обе стороны постепенно впитывают военное умонастроение, самым очевидным – и зловещим – признаком которого является обесчеловечивание врага. Пророссийские ополченцы называют пожар в Одессе жестокостью, сравнимой с той, которую нацисты продемонстрировали во Второй мировой войне, в то время как проукраинские экстремисты даже публикуют мемы, высмеивающие погибших» – указало издание.
«На Майдане до сих пор стоят представители отрядов самообороны, которые отказываются покидать площадь до президентских выборов, намеченных на 25 мая. Одетые в камуфляжную форму и с битами в руках, они патрулируют улицы днем, а ночью отдыхают в палатках, расставленных на площади. На Майдане до сих пор находятся баррикады, сложенные из шин и мешков с песком … В кафе и барах Киева сидят мужчины, обещающие разбить Путина».
«Многие представители отрядов самообороны (это которые в Киеве и на западе Украины – прим. автора обзора) — это безработные молодые люди из небольших городов, у которых появилась новая цель и смысл существования. Сейчас мне трудно представить, что они смогут вернуться к своей прежней жизни».
При этом автор считает, что «Даже если выборы состоятся, у победителя, вероятнее всего, будет весьма слабый мандат. Пророссийские ополченцы на востоке будут бойкотировать выборы из принципа, кроме того, нельзя рассчитывать на то, что люди, живущие в городах, контролируемых отрядами ополчения, смогут проголосовать, ничего не опасаясь».
То есть получается так, что там, где действуют «отряды самообороны» (от кого?), люди могут голосовать, ничего не опасаясь. А вот в районах, контролируемых «отрядами ополчения» (другое название – сепаратистов), люди вряд ли смогут голосовать свободно…
Второй из серии «примирительных круглых столов национального единства», прошедший в Харькове 17 мая, американская пресса практически не заметила, как не заметила и принятие Верховной радой «Меморандума мира и согласия», который предполагает ряд символических шагов по деэскалации конфликта в стране.
«Рабочие металлургического комбината на востоке Украины, очевидно, превратились в ту силу, с которой необходимо считаться, и захватили город Мариуполь на юге Донецкой области, выбив оттуда пророссийские силы, что стало весьма неприятной новостью для Владимира Путина. По крайней мере, так звучит та умеренно оптимистичная версия событий, которую изложила New York Times», сообщил консервативный журнал The American Interest.
При этом издание привело для сравнения другую версию того же события, изложенную британским агентством «Рейтер» под заголовком «Перед лицом угрозы своему состоянию самый богатый житель Украины решает вмешаться в борьбу»:
«Этот эпизод – хотя и в несколько символическом ключе – продемонстрировал, до какой степени текущий кризис угрожает интересам самого богатого жителя Украины и на что он может пойти, чтобы их защитить. За последние 20 лет [Ринат] Ахметов, чье состояние оценивается в 11,4 миллиарда долларов, практически приобрел статус феодала в промышленном Донецке, однако волнения сепаратистов изменили динамику сил. Когда пророссийские сепаратисты, настаивающие на независимости, захватили правительственные здания по всему металлургическому и угольному поясу страны, который представляет собой основу его колоссального состояния, он выступил с несколькими письменными обращениями, в которых встал на защиту единой Украины… Провозглашенная сепаратистами независимость Донецкой области и их желание войти в состав России представляют собой серьезную угрозу состоянию и активам Ахметова».
Неопределенность для Украины непозволительна
25 мая обязаны состояться выборы президента, с помощью которых нынешние киевские власти и их спонсоры в США и ЕС надеются окончательно легализовать и упрочить свое положение после свержения президента Виктора Януковича. Ситуация в восточных областях как-то не очень способствует проведению этих выборов, скорее наоборот. Но эту проблему СМИ особо не обсуждают, так как акценты давно расставлены, их только повторяют: «Главная мысль российской пропаганды и аргументов сепаратистов заключается в том, что киевское правительство — это «неизбранная хунта». Если нового президента выберут демократическим путем, это поможет отчасти восстановить легитимность, и Путин этого опасается».
Обсуждают другое: кто выиграет и почему. Главная газета деловых кругов The Wall Street Journal посвятила материал лидеру предвыборной гонки Петру Порошенко, «шоколадному магнату» Украины, который говорит, что знает, как сплотить расколовшуюся страну. Его надо всего лишь избрать в первом туре голосования, заявляет он и предупреждает, что второй тур приведет к многомесячным задержкам, «а для Украины в данный момент неопределенность непозволительна».
В пространной статье не изложен план действий олигарха, судя по всему, его и нет. Он просто «спасет украинскую экономику, заключив торговый пакт с Евросоюзом и выполнив программу МВФ по оздоровлению». А чтобы урегулировать кризис в сепаратистских регионах, он предлагает – «применять силу против повстанцев, а также внести изменения в конституцию, умиротворив жителей этих областей расширением их автономии. … Тем не менее, многие жители востока страны говорят, что не намерены голосовать, потому что ни один из кандидатов не представляет их интересы» – признала газета.
«Если Порошенко одержит победу, страна окажется в руках ветерана грязной украинской политики, который имеет репутацию человека, умеющего договариваться и готового вступать в союзы с законодателями всех цветов и оттенков. Сторонники магната говорят, что такой опыт дает ему хорошую возможность маневрировать и осуществлять срочно необходимые реформы. Критики говорят, что история этого человека свидетельствует о возврате к той самой старой политике, которая на протяжении многих лет мешала Украине двигаться вперед», – сообщила The Wall Street Journal.
The Washington Post обсуждала вероятность появления в результате воскресных выборов правительства неприсоединения. «Возможно, российский лидер готов согласиться на нейтральную Украину, находящуюся между Западом и Востоком и признающую исторические интересы России. В эпоху холодной войны такое положение вещей было известно как «финляндизация», – напоминает газета.
«Если украинцы поддержат такой статус, какой был у Финляндии (а последние данные свидетельствуют о том, что новые руководители действительно могут пойти таким курсом), то этот результат будет положительным и для Запада», – указала The Washington Post.
Главной темой СМИ по-прежнему остается противостояние России и Запада по Украине. Вернее – критика позиции России по Украине, а ещё точнее – критика России вообще, включая её историю.
Россия как темная сторона Луны
Онлайн-издание Salon подчеркнуло, что в СМИ «ложь по поводу Украины продолжается» и «мы имеем дело с откровенной и наглой американской подрывной операцией». И рассказало о возникновение терминов «Запад» и «Восток» в их нынешнем значении. После чего сделало следующие выводы.
Во-первых, «Все находятся на своем месте. Запад расположен на светлой стороне Луны, Россия – на темной. Россия совершила агрессию в отношении Украины: у нас нет никаких свидетельств, но так должно быть, поскольку именно этим русские и занимаются. Если Путин что-то говорит, то это неверно: российские автократы никогда не бывают правы и никогда не бывают правдивыми».
Во-вторых, «Никто из украинцев просто не может хотеть жить, сохраняя ткань тесных исторических связей с Россией. Это последнее мнение является оскорблением американской чувствительности. Американское наследие делает эту информацию неусвояемой иностранной пищей. Поэтому русские просто должны дергать за веревочки, манипулировать миллионами умов – чем они всегда и занимаются».
Блогер Рик Розофф (Rick Rozoff) на своем сайте Stop NATO напомнил о том, что «когда Евросоюз пять лет назад запустил программу «Восточное партнерство», все должны были хорошо понимать, для чего она предназначалась: вывести из постсоветского торгово-экономического блока всех членов СНГ за пределами Центральной Азии, кроме России, и добиться изоляции России не только в Европе, но и на постсоветском пространстве».
Кто побеждает в твиттер-битвах за Украину?
Несмотря на то, что «пропагандистская машина Белого дома работает на полную катушку: СМИ трудятся в поте лица, в бой брошены тысячи сотрудников различных государственных ведомств, – профессиональный новостной портал в области пиара Everything PR пришел к выводу, что – в «Твиттере» битву за Украину Керри и его подручные уже практически проиграли».
«Джон Керри может сколько угодно рассказывать миру про то, как Владимир Путин организовал вторжение на Украину, но кто ему поверит, когда все своими глазами видят, как танки давят мирных жителей и молодчики с нацистскими эмблемами на повязках десятками жгут людей заживо в заблокированном здании? Когда речь идет о таких серьезных вещах, как война и мир, людей не обманешь; нормальные люди сразу чувствуют фальшь, – указано в статье. – Понятно, конечно, что американцы – пресыщенный и равнодушный народ, но все же команда Обамы в очередной раз переборщила, нагнетая антироссийскую истерию».