Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В прошлом году бразильская экономика выросла на 2,3%. Следует прямо сказать: эта цифра не воодушевляет. Особенно если локомотивами экономического роста были сельское хозяйство (7%) и государственные инвестиции (6,3%). При этом надо иметь в виду, что в основном рост госинвестиций пришелся на программу строительства жилья. Особенно тревожная ситуация складывается в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

В конце января этого года громадное пятно черной нефтяной пены накрыло береговую линию Бразилии на протяжении 800 километров. Особенно тяжелая ситуация сложилась в бухте Гуанабара, где вместо «сирен и нимф», теперь плавают старые стиральные машины и диваны. Это стало причиной многочисленных жалоб со стороны как местных, так и иностранных спортсменов, проходящих здесь подготовку к предстоящим Олимпийским играм, которые пройдут в Бразилии в 2016 году. Многим приходится оттачивать свое мастерство, подныривая под плавающие, полуразложившиеся тела мертвых птиц и животных. Видеть все это тяжело.

Экологическая катастрофа неподалеку от Рио-де-Жанейро ассоциируется с нынешним положением Бразилии. Похоже, что некогда прекрасная страна постепенно начинает испускать неприятный запах.

В прошлом году бразильская экономика выросла на 2,3%. Следует прямо сказать, что эта цифра не воодушевляет. Особенно если локомотивами экономического роста в стране были сельское хозяйство (7%) и государственные инвестиции (6,3%). При этом надо иметь в виду, что в основном рост госинвестиций пришелся на государственную программу строительства жилья. Особенно тревожная ситуация складывается в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, где экономический рост составил лишь 1,7%. Это намного меньше чем на северо-востоке страны (3,7%) и значительно меньше, чем на юге страны (6,8%) в таких сельскохозяйственных штатах как Парана, Санта-Катарина и Рио-Гранде-ду-Сул.

В планах правительства Бразилии на этот год был заложен показатель экономического роста в 2,5%. По мнению независимых экспертов, этот показатель составит 1,9%, в то время как МВФ дает еще более низкий прогноз — 1,8%.

Почему такое происходит?

Мнения по этому вопросу расходятся. Однако все эксперты согласны, что во многом это обусловлено растущими несоответствиями между потреблением, инвестициями и производительностью труда.

Рассмотрим потребление. Здесь наблюдается существенный рост задолженности со стороны домохозяйств. В настоящее время бразильцы должны тратить до 20% своих доходов только на погашение процентов по взятым ранее кредитам. На этом фоне реальный доход граждан в период с 2008 года по 2012 год вырос только в таких сферах экономики, как добывающая промышленность (44,5%), здравоохранение (21,3%) и строительство (20,5%).

Именно в эти сектора экономики государство направляло основной поток инвестиций. При этом следует отметить, что в 2012 году только финансовый сектор получил прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в размере 66,5 миллиарда долларов.

Затраты на производство продукта в Бразилии на 30% — 40% выше по сравнению с мировыми, и это происходит не за счет высокой заработной платы. Средняя зарплата в Бразилии составляет 850 долларов.

Дело в том, что большая часть производственных секторов Бразилии не были интегрированы в глобальную вертикальную производственную цепочку, а экономика страны по-прежнему остается относительно закрытой.

Хуже всего дела обстоят с инвестициями, которые остаются очень низкими, за исключением сельского хозяйства и нефтяного сектора. Валовое накопление в 2012 году в Бразилии составило 18%, в то время как в Аргентине этот показатель равнялся 22%, в Чили — 25%, в Китае — 45%.

Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей. Таким образом, речь идет не только об оборудовании, установках, машинах, но и обо всех государственных и частных инвестициях, направленных на строительство жилья и создание инфраструктуры.

Президент Бразилии Дилма Русеф


Правительство Дилмы Роусефф пошло на ряд послаблений, передав целый пакет концессий частному сектору. В основном это касается инфраструктуры, где сложилась наиболее тяжелая ситуация. Однако частный капитал, столкнувшись с чрезмерным государственным регулированием, не стал проявлять особого рвения. Сейчас власти вынуждены пойти на ряд уступок, но этого явно недостаточно.

Все эксперты сходятся во мнении, что 37% налоговая нагрузка слишком высока для бизнеса, а инвестиции в инфраструктуру в размере всего 2% от ВВП, безусловно, являются бельмом на глазу и приводят к постоянным неудачам.

Нынешняя ситуация в Бразилии оставляет желать лучшего. Ее можно охарактеризовать как «эффект Гуанабара»: эффективность инвестиций в инфраструктуру сильно варьируется в зависимости от сектора экономики. Нельзя считать, что лучшим примером бразильской неэффективности является незаконченность строительства спортивных объектов к чемпионату мира по футболу, это мелочь.

Мало кто сейчас помнит, что в 1992 году в Бразилии была принята программа «Чистая вода», на которую было выделено более миллиарда долларов. Спустя два десятилетия выяснилось, что она так и осталась на бумаге, а средства были потрачены неизвестно на что.

Нынешние власти к Мундиалю пообещали нам новую программу «Чистой воды», согласно которой до 80% питьевой воды должны пройти техническую обработку в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. На реализацию программы было выделено 824 миллиона долларов.

На сегодняшний день, спустя два года после начала реализации программы, необходимую техническую обработку проходит лишь 30% потребляемой населением воды. А ведь речь идет ни о каком-то косметическом мероприятии или второстепенном деле. Это касается здоровья нации, которое подвергается опасности из-за многочисленного количества бюрократических барьеров.

Тревожная ситуация складывается и вокруг государственной нефтяной компании Petrobras. Капитализация государственного монополиста после 2009 года упала вдвое. В прошлом году задолженность Petrobras составила 144 миллиарда долларов, и она прочно занимает первое место в мире по этому показателю.

С другой стороны, государственная нефтяная компания разработала грандиозный инвестиционный план на сумму 237 миллиардов долларов. В марте текущего года удалось привлечь только 8,5 миллиарда долларов (сумма тендера составила 22 миллиарда долларов).

Petrobras приближается к опасной черте. Потенциал компании велик, но чрезмерное вмешательство государства в дела компании, стремление руководства страны использовать доходы Petrobras в качестве антиинфляционного якоря больно ударяют по ее рентабельности и инвестиционному рейтингу. Если такая политика не изменится, то вполне вероятно, что крупные акционеры начнут избавляться от высокорискованных активов.

С Бразилией происходит то же самое. Невозможно найти человека, который пожелал бы плохого стране. Но, к сожалению, в Бразилии дела идут из рук вон плохо.

Политический цикл, начатый бывшим президентом Лулой да Силва в 2002 году, подходит к концу. Его можно поблагодарить за то, что он внес значительный вклад в увеличение численности среднего класса, реализовал социальный план помощи малоимущим слоям населения (Bolsa Familia). Реализация этого плана обошлась государству в 0,5% ВВП и никоим образом не повлияла на замедление темпов экономического роста.

Расчетные данные показывают, что общая сумма затрат на социальные нужды в период с 2011 года по 2012 год составила 23,5% от ВВП. Для сравнения: социальные расходы в Китае составляют 25% от ВВП, в Индии — 27%.

Вместе с тем в настоящее время общие расходы на социальную политику в Бразилии составляют от 38 до 40% ВВП. Наиболее тяжелая ситуация складывается в сфере пенсионного обеспечения, куда направляется 12% ВВП. При этом в стране отмечается старение населения. Вполне очевидно, что бюджет страны не сможет в долгосрочной перспективе выдержать столь значительные расходы на «социалку».

Общество, политика и экономика Бразилии нуждаются в обновлении. В первую очередь это касается необходимости провести налоговую и пенсионную реформы. Кроме того, необходимо срочно проводить реформу государственного управления, которая постоянно откладывается, а также реформу полиции и пенитенциарной системы.

Однако перспективы на проведение радикальных реформ в стране не радужные.

Президент Бразилии Дилма Роусефф пользуется поддержкой 40% избирателей. Ее ближайшего соперника Аэсио Невеса, баллотирующегося от Партии бразильской социал-демократии (PSDB), поддерживают 20% бразильцев. Таким образом, скорее всего, второго тура президентских выборов не избежать.

Предвыборные программы обоих претендентов на высший государственный пост не сильно отличаются друг от друга. Ни Роусефф, ни Невес не обещают изменения курса страны. Невес (в отличие от Роусефф) обещает пойти на более тесное сближение со странами Тихоокеанского альянса (Мексика, Перу, Чили, Колумбия, Коста-Рика), а также обещает сделать безубыточной работу государственных предприятий.

Кроме того, кандидат от оппозиционной партии заявил, что в случае его избрания расходы на образование будут увеличены с нынешних 5,5% до 10% ВВП.

Бразилия, несомненно, нуждается в скорейшем обновлении для восстановления темпов экономического роста, но не надо к этому процессу относиться, как к очистке от мусора залива Гуанабара. Существует опасность, что старый груз нерешенных проблем может значительно затруднить выход страны из сложившегося положения.