В эти дни Варшава вновь, как 25 лет назад, когда первые частично свободные выборы изменили ход истории, стала политической столицей мира. Благодаря тому, что поляки включились в борьбу за свободу, коммунизм в нашей стране рухнул, а это запустило лавину событий, завершившихся в 1991 году распадом СССР.
Когда несколько месяцев назад президент и правительство занимались планированием торжеств в честь 25-летия свободной Польши, они хотели в первую очередь напомнить о нашем вкладе в свержение коммунизма, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что символом этого события должны быть «Солидарность» и переговоры «Круглого стола», а не падение Берлинской стены. Нападение России на Украину внесло коррективы в характер торжеств: сейчас на первый план выдвинулись современные вопросы, то есть необходимость противостоять попытке Путина возродить империю — агрессивную, не выбирающую средств для достижения своих целей и враждебную по отношению к Западу.
Распад Советского Союза был для Путина крупнейшей геополитчисекой катастрофой XX века, поэтому он решил исправить эту «несправедливость». Он забрал у Украины Крым и намеревался сделать то же самое с востоком и югом этой страны — Новороссией, как называет российский президент восемь областей соседнего государства. И он не собирался на этом останавливаться, потому что дальше был черед Молдавии, Грузии, стран Балтии и Балкан. А, может быть, даже Польши. Уклад известного нам мира перевернулся с ног на голову, и Западу пришлось реагировать.
В первую очередь это был вызов для Барака Обамы, который в начале своего президентства объявил «перезагрузку» в контактах с Москвой. Вчера он решительно заявил о завершении этой «перезагрузки» и возвращении к традиционной модели американской политики в отношении Европы и России. Трансатлантические связи и американское военное присутствие в Центральной и Восточной Европе буду усилены, кроме того американцы готовы поставлять в Европу сланцевый газ и нефть, что уменьшит зависимость ЕС от российского сырья. Американский президент похвалил Польшу за смелость и последовательность в проведении реформ, которые изменили облик страны, а также за усилия по модернизации армии. Так что Америка всерьез вернулась к европейской политике и перестала ставить Тихоокеанский регион на первое место перед Старой Европой. А в вопросах безопасности в нашей части мира ключевым партнером США является Польша.
Обама обратился также к россиянам. Путин, по его словам, «обязан вести конструктивный диалог» с украинским руководством и должен встретиться с президентом Петром Порошенко. Кремлю следует отказаться от поддержки сепаратистов и перестать отправлять на Украину группы диверсантов. «Мы заинтересованы в сотрудничестве с Россией, однако не можем делать этого ценой наших принципов. (...) Мы считаем, что украинцы должны сами принимать решения о своей судьбе без давления вооруженных и финансируемых извне боевиков». Если Путин этого не сделает, Россию ожидают новые санкции.
Американский президент показал, что он крепко держит в своих руках руль мировых событий, и что его стратегия в отношении Москвы и Киева была успешной. Введенных санкций хватило, чтобы остановить Россию от введения танков на восток и юг Украины, а часть российских сил отошла от украинской границы. Кремль все больше смягчает свою позицию в газовом споре с Киевом и, возможно, вскоре стороны придут к соглашению.
Ситуацию на Украине, как и ожидал Запад, переломили украинские выборы. Избрание Петра Порошенко в первом туре доказало, что украинцы поддерживают независимость и территориальную целостность своей страны. Подавляющее большинство хочет также интеграции с ЕС: проевропейские кандидаты получили 85% голосов. После выборов украинская армия и специальные подразделения начали решительную борьбу с российскими диверсантами и сепаратистами. И они как никогда близки к окончательному успеху. Порошенко получил огромный кредит доверия от западных стран. До своей инаугурации он стал специальным гостем на варшавских торжествах, где встретится с польскими лидерами и Обамой. Цель Киева — заключить военный союз с США, чтобы тем самым гарантировать себе безопасность и помощь в модернизации армии. Американцы не говорят «нет». В эти дни в Киеве с визитом находится заместитель министра обороны США, который на месте ознакомится с потребностями украинских вооруженных сил.
Ангела Меркель пригласила Порошенко в Берлин, чтобы перед своей встречей с Путиным обсудить украинские идеи по преодолению нынешнего кризиса. В пятницу украинский президент станет гостем празднования 70-й годовщины высадки войск союзников в Нормандии. Таким образом западные политики хотят «познакомить» Путина с новым украинским лидером и привести к возобновлению двусторонних российско-украинских отношений. Порошенко решил подождать результата этого «знакомства», не пригласив Путина на свою инаугурацию. Некоторое время назад Обама, уколов путинское самомнение, заявил, что Россия не представляет для США глобального вызова, так как является лишь региональной державой. Путин не удостоится чести лично встретиться с американским президентом: от имени Америки с ним будут разговаривать лидеры Франции, Германии и Великобритании.