Для Джозефа Байдена отношения его страны с Колумбией являются прекрасным примером того, как два государства взаимодействуют на основе равноправия в решении общих проблем.
После посещения Бразилии с целью восстановления отношений, значительно осложнившихся после разоблачений Сноудена, рассказавшего о разведывательной деятельности США в отношении этой страны, вице-президент США Джозеф Байден прибыл в Колумбию для встречи с Хуаном Мануэлем Сантосом, вновь избранным на должность президента, чтобы обсудить вопросы двухсторонних отношений, а также развитие сотрудничества в экономике, безопасности и энергетике. В интервью газете El Espectador вице-президент подчеркнул значение Латинской Америки во внешней политике администрации Барака Обамы.
El Espectador: Какое место занимает Латинская Америка в новом внешнеполитическом курсе администрации Обамы, объявленном во время его выступления в академии Вест-Пойнт?
Джозеф Байден: Латинская Америка имеет огромное значение во внешней политике администрации Обамы. Насколько я помню, впервые представляется возможность совместной работы по созданию демократического, устойчиво развивающегося полушария с преобладанием среднего класса — от Канады до Чили, включая все страны, которые находятся между ними. Это отвечает высшим национальным интересам США и является главной опорой при создании более процветающей глобальной экономики, укрепления мира, безопасности и свободы во всем мире.
40% экспорта США направляется в Западное полушарие, которое вполне могло бы заменить Ближний Восток как мирового поставщика энергоресурсов. Граждане наших стран путешествуют, обучаются и работают в других странах, как никогда ранее. Мы сейчас ведем переговоры о создании транс-тихоокеанского союза с рядом стран Тихоокеанского бассейна с целью повышения экономической конкурентоспособности Латинской Америки в мире. Такие страны, как Бразилия, Мексика и Колумбия, стали нашими важными партнерами по целому ряду вопросов - от безопасности до экономики - а польза от такого взаимодействия распространяется далеко за пределы полушария.
Поэтому неудивительно, что для США вопрос заключается не в том, «что мы можем сделать для Западного полушария», а в том, «что мы можем сделать вместе с Западным полушарием». А сделать мы можем многое. Мы приложили немало усилий для создания настоящего союза, основанного на совместной ответственности и взаимном уважении.
И это перекликается с тем, что президент Обама заявил в Вест-Пойнте. Мы стремимся к укреплению международного правопорядка через развитие таких институтов, как ООН и ОАГ (Организация американских государств). Мы предпринимаем усилия по поддержке демократии и соблюдению прав человека, руководствуясь не только бескорыстной заботой о благе других, но и соображениями национальной безопасности.
То обстоятельство, что все страны мира стремятся установить союзнические отношения не только с США, но и друг с другом, указывает на то, что континент добился серьезных достижений в вопросах демократии и устойчивого развития.
Благодаря тому, что мы стали уделять меньше внимания идеологическим различиям между левыми и правыми, сосредотачиваясь на прагматичном сотрудничестве, стало возможным увеличение числа стран, с которыми ведется взаимодействие по следующим ключевым проблемам: выравнивание темпов экономического роста, гражданская безопасность, надежный и устойчивый союз в вопросах энергетики, укрепления демократии и соблюдения прав человека.
— Что Вы думаете о растущем влиянии Китая и России в Латинской Америке?
Мы понимаем, что, выходя на латиноамериканский рынок, все стремятся извлечь определенную прибыль, но при этом выражаем надежду, что страны, которые будут сотрудничать с континентом, также внесут свой вклад в демократическое и устойчивое развитие Западного полушария, где средний класс будет представлять значительную часть общества. Правительства стран Западного полушария постоянно изыскивали новые формы взаимодействия и сейчас хотят расширить их с целью укрепления связей с Европой, Африкой, Индией и Азией. И это весьма положительный факт. Чем больше у США партнеров для обеспечения роста нашей экономики и решения проблем, стоящих перед нашим регионом и всем миром, тем лучше для нас. Хороших партнеров много не бывает.
— Как повлияли на внешнюю политику США в Латинской Америке разоблачения Эдварда Сноудена и что было предпринято для улучшения отношений с правительствами тех стран, которых это коснулось?
— Мы признаем, что данный инцидент вызвал серьезную озабоченность среди руководства и народов Латинской Америки. По этой причине президент Обама объявил в январе нынешнего года о проведении важных реформ, предусматривающих те же, что и для наших граждан, правила неприкосновенности частной жизни в отношении иностранцев, а также о решении не отслеживать переговоры глав государств и правительств, являющихся нашими друзьями и близкими союзниками.
Мы с президентом лично общались с рядом лидеров континента, включая президентов Мексики, Бразилии и Колумбии, и нам было заявлено, что отношения с США слишком важны для них, чтобы портить их из-за такого вопроса. Дело в том, что большинство стран Западного полушария выступают за сотрудничество с США и взаимодействуют с нами на основе взаимной выгоды. Мы совместно решаем общие для всех нас проблемы безопасности.
Отношения США с Колумбией являются прекрасным примером того, как два государства взаимодействуют на основе равноправия в решении общих проблем. План Колумбия был разработан и принят в 1999 году с тем, чтобы США могли оказать поддержку своему другу и ближайшему союзнику в борьбе с наркоторговлей, а также в решении непростых проблем в области экономики и безопасности. Сейчас, благодаря политической воле руководства и решимости народа Колумбии, стране уже не угрожают наркоторговля, разгул преступности и экономический коллапс.
Только что исполнились два года, как наши страны подписали Договор о свободной торговле, способствующий укреплению экономик обеих наших стран. Колумбия вот-вот займет свое заслуженное место в Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. Мы преобразовали наше многолетнее сотрудничество в области безопасности в стратегический союз, чья деятельность оказала положительное влияние в других частях Западного полушария, в частности — в Центральной Америке.
В Колумбии близится к своему завершению и самый длительный в истории Западного полушария внутренний конфликт. Мировое сообщество рассматривает эту страну как хороший образец управления экономикой, которая играет активную роль как на своем континенте, так и во всем мире. Мы гордимся тем, что внесли свою скромную лепту в преобразование Колумбии.
— Администрация Обамы выступает против введения санкций в отношении Венесуэлы, однако комитеты по иностранным делам Палаты представителей и Сената одобрили их подавляющим большинством голосов. Зачем нужно выступать против этих санкций?
— Президент ясно дал понять, что мы готовы использовать любые имеющиеся в нашем распоряжении средства, включая санкции, против тех, кто нарушают права человека. Но при этом мы должны проводить такую политику, которая будет иметь наибольшие шансы на успех и поможет венесуэльскому народу обрести больше свободы, покончить с уличной преступностью и создать более сбалансированную атмосферу во время выборов. Я обсуждал положение в Венесуэле с лидерами всех государств Западного полушария, и мы пришли к единому мнению о том, что наилучшим способом будет содержательный диалог со странами региона в присутствии представителей Ватикана.
В данный момент венесуэльские руководители взяли курс на подавление инакомыслия и отказ от серьезного диалога. Очень жаль, что диалог не состоялся, в связи с чем мы хотим призвать руководство Венесуэлы ко взаимодействию с оппозицией с целью выполнения всех законных требований своего народа. Это означает, что оно должно предпринять конкретные меры, чтобы восстановить доверие своих граждан. Мы продолжим консультации с нашими союзниками на континенте относительно того, что можно сделать для обеспечения лучшего будущего для народа Венесуэлы.
— Почему Латинской Америке следует рассмотреть вопрос о размещении у себя заключенных из тюрьмы в Гуантанамо?
— Многие руководители латиноамериканских стран, а также ОАГ, обращались к США с просьбой закрыть тюрьму в Гуантанамо. Важно отметить, что это остается одним из главных приоритетов для США. Одной из наиболее оперативных форм решения данного вопроса является готовность разместить заключенных в своих исправительных учреждениях. Это стало бы важным гуманитарным шагом, подтвердив тем самым наше тесное взаимодействие в области обеспечения безопасности и борьбе с терроризмом.