Тем, кто считает, что значимые экономические санкции против России возможны, надо последить за деятельностью по заключению контрактов, которую ведет гигантская государственная нефтяная компания «Роснефть».
Ее глава Игорь Сечин, являющийся одним из самых близких единомышленников президента Владимира Путина, и в числе первых внесенный в американский список санкций, деятельно защищает свою компанию от возможных последствий новых санкций США. Так, сегодня «Роснефть» объявила, что заплатит 500 миллионов долларов за активы базирующейся в Женеве компании Weatherford International plc. в области бурения и ремонта скважин в России и Венесуэле. В ряду западных нефтесервисных компаний Weatherford уступает в России только хьюстонской фирме Schlumberger Ltd. Ее доходы в России примерно в два раза больше, чем у американского гиганта Halliburton.
Заключив сделку с Weatherford, Сечин получил гарантию того, что российские проекты не остановятся даже в том случае, если Соединенные Штаты решат наложить запрет на импорт в Россию американских технологий бурения. Укрепив партнерские отношения «Роснефти» с Weatherford, которая нуждается в деньгах, эта сделка создаст более 8000 рабочих мест в стремительно развивающейся российской сервисной компании ООО «РН-Бурение». Роснефть и газовый монополист «Газпром» также размещают заказы на оборудование в Китае и на российских предприятиях.
Следует также учесть и другое недавнее приобретение «Роснефти» — 26,2 процента акций Pirelli & C. SpA, что позволило ее председателю и генеральному директору Марко Тронкетти Провере (Marco Tronchetti Provera) укрепить свои позиции в этой итальянской компании по производству шин. Сечин вошел в состав правления Pirelli вместе с тремя другими представителями «Роснефти» и с Андреем Костиным, который возглавляет государственный банк ВТБ.
Читайте также: Приступ нефтяного национализма у Сечина
Провера — это один из самых влиятельных бизнесменов Италии, прославленный мастер вывода компаний из кризиса и бывший руководитель Telecom Italia SpA. Заниматься с ним бизнесом стоит гораздо дороже тех жалких 680 миллионов долларов, которые «Роснефть» заплатила за долю в Pirelli (у этой российской компании в конце первого квартала по бухгалтерским книгам был 21 миллиард долларов в виде наличных и других краткосрочных финансовых активов). Влиятельное лобби итальянской бизнес-элиты гарантирует, что Италия будет сопротивляться попыткам Евросоюза применить против России весомые санкции. Пока Италия выступает в защиту Путина и его друзей, заявляя, что санкции, для введения которых нужна поддержка всех 28 стран-членов ЕС, столкнут ее обратно в рецессию.
Кроме того, заключена новая сделка между «Роснефтью» и британской ВР, которая уже является крупным партнером российской компании и владеет частью ее акций. ВР дала согласие на покупку у «Роснефти» нефтепродуктов на полтора миллиарда долларов на условиях предоплаты, дав ей тем самым необходимые средства для выплат по долгам, поскольку западные банки и инвесторы сегодня избегают российских заемщиков. Такая схема дает обладающей значительным лоббистским влиянием ВР мощный стимул для противодействия санкциям, поскольку иначе она не получит от Роснефти тот товар, за который уже заплатила.
Роснефть в первом квартале осуществила продаж на 40 миллиардов долларов, что составляет около 8,6% российского ВВП. Эта компания во всех отношениях является доверенным лицом путинского правительства, когда возникает необходимость во вложении своевременных, политически мотивированных инвестиций. Тот факт, что европейские государства не подвергли Сечина санкциям (даже американский гражданин и глава ВР Роберт Дадли (Robert Dudley) по-прежнему встречается с Сечиным, поскольку является членом правления «Роснефти»), говорит о том, что Европа высоко ценит его деятельность.
Что бы Путин ни сделал на Украине, американской администрации будет трудно привлечь ЕС и некоторых его членов к жесткой критике и активным действиям против России. Отчасти это вызвано успешной деятельностью «Роснефти» в Европе по заключению сделок. Если трезво взглянуть на вещи, то у Запада больше шансов заключить циничную сделку с Путиным, по которой он получит определенный контроль над Украиной, чем заставить его прекратить дестабилизацию обстановки в соседней стране. Единственная причина, по которой эта сделка пока не состоялась, заключается в нежелании Вашингтона признаться в том, что он не может заставить Европу подчиниться своим требованиям.