В прошлый вторник в первом туре Кубка России «СКЧФ Севастополь» выиграл со счетом 2:0 у «ТСК Симферополь» в то время, как ялтинская «Жемчужина» проиграла у себя дома «Сочи» со счетом 2:0. В субботу победители встретились, и СКЧФ вышел в третий тур по итогам серии послематчевых пенальти после ничьей со счетом 0:0. Теперь в пятницу ему предстоит домашний матч с «Таганрогом».
Во всем этом не было бы ничего особенного (если не считать того, что СКЧФ оштрафовали на 30 000 рублей за вторжение его болельщиков на поле, а ТСК — на 10 000 за необеспечение безопасности на стадионе), если бы не один факт: «СКЧФ Севастополь», «ТСК Симферополь» и «Жемчужина» — крымские клубы.
Это крайне важное обстоятельство. Дело даже не в том, что их участие в российских соревнованиях продолжает процесс интеграции Крыма в структуры российского государства. Судя по всему, в Российском футбольном союзе всерьез боятся, что крымские команды на российском чемпионате могут стоить России права проводить в 2018 году Чемпионат мира.
После того, как в марте Россия аннексировала Крым, симферопольская «Таврия» и ФК «Севастополь» доиграли остаток сезона в украинской лиге, а их ультрас ясно дали понять, что они считают себя украинцами. В конце сезона оба клуба были распущены — как считают некоторые, не только по политическим, но и по финансовым причинам, из-за неоплаченных долгов.
Новые клубы, созданные вместо них, а также ялтинская «Жемчужина» были приняты в РФС на заседании в конце июля. При этом крымская федерация в состав Российского футбольного союза не вошла до сих пор. УЕФА, в свою очередь, продолжает считать клубы украинскими и утверждать, что их участие в чемпионате другой страны идет в разрез с правилами. Правила ФИФА это допускают, но лишь с согласия обеих национальных ассоциаций. Пока ФИФА заявляет, что полагается на решение УЕФА, а последний ограничивается призывами к переговорам между сторонами. Тем не менее, судя по опубликованной «Новой газетой» на прошлой неделе записи заседания, на котором РФС решил принять крымские клубы, последствия могут быть масштабными.
Это очень интересный материал, демонстрирующий как внутренние трения в РФС, так и то, насколько исполнительный комитет футбольного союза разрывается между Владимиром Путиным, стремящимся полностью интегрировать Крым с Россией, и требованиями ФИФА с УЕФА (а также угрозой американских и европейских санкций, под которые могут подпасть руководители РФС и их предприятия).
Ключевые слова о Чемпионате мира прозвучали сразу после того, как глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин, заявил президенту клуба ЦСКА — чемпиона России — Евгению Гинеру, что он «ползает на пузе». Гинер родился в Харькове, на Украине, в 1960 году и, по его собственным утверждениям, заработал свое состояние, занимаясь энергетическим и автомобильным бизнесом. Ранее он возглавлял РФС и считается близким союзником Романа Абрамовича. Гинер опасается, что российские клубы будут исключены из Лиги чемпионов и что Россия лишится Чемпионата мира — либо в рамках широких экономических санкций, либо просто за нарушение правил УЕФА.
«Мне надо клуб содержать, — заявил он, отвечая Якунину. — А завтра нас снимут с 2018 года». Позднее Гинер отметил, что чемпионат может «поехать в Англию». Безусловно, если его не будет проводить Россия, то Германия и Англия остаются единственными европейскими странами, которые, вероятно, способны будут быстро встать на замену.
Так как Англия претендовала на Чемпионат мира 2018, это, скорее всего, означает, что она готова пойти навстречу налоговым требованиям ФИФА, однако от международной федерации все равно потребуется немало политических усилий, чтобы договориться с ФИФА о проведении чемпионата. Впрочем, возможно, ФИФА это принесет определенную побочную выгоду: она может счесть, что будет лучше, если британская пресса увлечется будущим мероприятием так же, как она увлеклась Олимпиадой и Играми Содружества, и сконцентрируется на внутренних проблемах, а не на связях Цюриха с Москвой и Дохой.
Хотя это пока выглядит отдаленной перспективой, в России она уже вызывает опасения. Владелец сети магазинов «Магнит» и ФК «Краснодар» Сергей Галицкий, заметил, что РФС стоит принять крымские клубы только в том случае, если такое решение будет принято «на самом высоком уровне» — то есть лично Путиным. Готов ли он рискнуть правом проводить чемпионат ради интеграции Крыма? Никто в этом не уверен. Министр спорта Виталий Мутко также пока не прояснил официальную позицию.
Президент ФИФА Зепп Блаттер (Sepp Blatter) на выходных посетил Россию и встретился с Путиным, чтобы обсудить «вопросы, связанные с Чемпионатом мира». О подробностях этой беседы ничего не известно.
Также непонятно, кто записал заседание и кто предоставил запись прессе. Это было явно сделано не из чисто журналистских побуждений и не из альтруистической веры в прозрачность. Некто определенно счел такой шаг выгодным. Но кто бы это мог быть? Возможно, крымские клубы и их сторонники решили поторопить процесс, «подставив» тех, кто осторожничает. Впрочем, подобная тактика привлечения внимания легко могла оказаться контрпродуктивной. Возможно, это была попытка заставить Путина или Мутко взять ответственность на себя, однако такой ход выглядит слишком неуклюжим. Возможно, кто-то просто недоволен тем, как управляется российский футбол, и поэтому решил вывести на свет хаос и мелкие дрязги.
Черту под ситуацией подвел бывший президент РФС Вячеслав Колосков, который, судя по записи, определенно думает яснее прочих. Именно он в свое время назвал тактику, с помощью которой Англия пыталась получить Чемпионат 2018 года, «примитивной». «ФИФА и УЕФА, — заметил он, — не будут ориентироваться на мнение даже президента страны... Если Путин скажет: принимайте — и мы их примем, то ФИФА и УЕФА не будут руководствоваться решением, которое примет президент».
«Правильно было сказано: Крым и Севастополь находятся в составе РФ. Проблема не в том, что у нас внутри здесь что-то не получается и не в том, что мы зарегистрируем эти клубы на территории РФ, — ничего это не изменит. Мы тогда не имеем права играть ни в Севастополе, ни в Ялте, ни в Симферополе, нигде... Санкции будут неизбежны, должен сразу сказать. Но никто сразу не пойдет на то, чтобы санкции сразу были максимальными. Первые санкции, которые будут... — это замечание или предупреждение и срок исправить ситуацию».
Впрочем, по мнению Галицкого, это само по себе — тревожная перспектива. «Сейчас, помимо того, что мы можем потерять еврокубки, иностранцы начнут уезжать, карточный домик посыплется». Тем не менее, в его словах звучал определенный фатализм. «Если решение принято на самом политическом верху, — добавил он, — мы его примем, потому что мы — граждане этой страны».
В сущности, в этом все и дело. Это вопрос национальной политики, и РФС приходится с ней считаться. Футбольный союз оказался в абсурдной ситуации, когда предварительный тур Кубка России может стоить стране Кубка мира.