НАТО обязана коллективно защищать от внешнего военного вторжения только членов альянса. Для многих европейских политиков в последнее время этот принцип — повод втайне вздохнуть с облегчением. Будь Украина членом НАТО, аннексия Крыма вполне могла бы привести к прямой военной конфронтации Запада с Россией.
Между тем членство Украины и Грузии в военном блоке обсуждалось еще несколько лет назад. Во время саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году за соответствующее решение активно выступала администрация Джорджа Буша младшего. Но ряд европейских стран, в том числе Германия, уже тогда опасались, что это приведет к напряжению в отношениях с Россией. Кроме того, как подчеркивает Михаэль Галер (Michael Gahler), эксперт по внешней политике партии ХДС в Европарламенте, тогда за вступление в альянс не выступало большинство украинцев. По словам эксперта, ожидалось, что за подобную сдержанность Россия отплатит «соответствующим поведением».
США поддерживают вступление Грузии в НАТО
Во время визита в Тбилиси 7 сентября министр обороны США Чак Хейгел заявил, что Вашингтон намерен и далее поддерживать идею членства Грузии в Североатлантическом альянсе. Кроме того, в США рассматривают возможность покупки Тбилиси военных вертолетов.
Между Грузией и Украиной несложно провести параллели. Ввод российских войск на грузинскую территорию в Абхазию и Южную Осетию в 2008 году многие рассматривают как предвестник аннексии Россией Крыма в 2014 году. И в 2008 году это вызвало волну протестов, но в итоге Запад все же не вмешался и вскоре, казалось, примирился с новой ситуацией.
После начала конфликта на Украине как демократ Роберт Менендес, глава комитета Сената США по международным делам, так и сенатор-республиканец Джон Маккейн высказались за поставки вооружений украинской армии. Но, на взгляд западноевропейских политиков, подобный шаг может стать для Путина предлогом для военного вторжения.
Эксперт: Сомнения военного блока на руку Путину
Таким образом мнения в альянсе разделились: большинство стран ЕС не хотят провоцировать Россию, но США и ряд восточноевропейских стран придерживаются другой точки зрения. По их мнению, в свое время членство Украины в НАТО могло бы удержать Путина от аннексии Крыма.
Как считает Роланд Фройденштайн (Roland Freudenstein), эксперт по вопросам безопасности из Центра европейских исследований в Брюсселе, еще в 2008 году сомнения в НАТО придали уверенности Путину. Прими альянс решение о расширении сотрудничества с Тбилиси, и вероятность агрессии России могла бы уменьшиться, считает эксперт.
Фройденштайн уже сейчас выступает за ограниченную военную поддержку Украины. По его мнению, Россия не располагает «неограниченными возможностями» для ведения боевых действий, и если «усилить издержки от агрессии», в Кремле могут задуматься о ее необходимости.
НАТО и ЕС нуждаются в новой восточной политике
Как Фройденштайн, так и Галер отказываются признавать за Россией какую-то сферу влияния, о существовании которой упоминают многие западные политики. По мнению экспертов, каждая страна вправе сама выбирать себе союзников, поэтому НАТО должна оставаться открытой для обеих стран.
По словам Галера, условием для вступления Грузии и Украины в НАТО должна быть безусловная поддержка этой идеи населением этих стран, а также согласие всех действующих членов альянса. О последнем речи пока не идет, но позиция членов военного блока будет зависеть от того, «с какой Россией в будущем им придется иметь дело», считает Галер. По его мнению, при Путине вступление Грузии и Украины в НАТО маловероятно.
Но это не значит, что Запад должен бездействовать, подчеркивают оба эксперта. «НАТО и ЕС нуждаются в новой восточной политике», считает Фройденштайн. ЕС должен расширять поддержку гражданскому обществу и укреплять отношения со странами с помощью торговли, стипендиальных программ и облегчения визового режима. А НАТО в свою очередь необходимо развивать военное сотрудничество, выходя за рамки членства в блоке, «нравится это Кремлю, или нет».
Депутат Галер также считает необходимым дальнейшее расширение сотрудничества в гражданской и военной сфере. Но при этом он подчеркивает важность продолжения диалога между ЕС и Россией. По его мнению, Европе нужно сохранять интерес к диалогу, который с Россией ведут Украина, Грузия и Молдавия.