В Польше сложилась ситуация, требующая особого внимания советского руководства к обеспечению безопасности своего государства: она превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР, который до этого времени оставался нейтральным: с такими словами 17 сентября 1939 года обратился в радиообращении к гражданам глава правительства Вячеслав Молотов.
Подошла 75 годовщина нападения Советского Союза на Польшу. Нападения вероломного, совместного с Третьим Рейхом. Мы не забудем эту дату и всех символов с ней связанных: соглашения Сталин — Гитлер, аннексии польской территории, решения о тайном истреблении поляков, ссылок в Сибирь и пыток. Мы не забудем того, что сделал Советский Союз с Центральной Европой и как он планировал покорять ее дальше после Второй мировой войны. Мы будем помнить о том, что враги коммунизма, которых бросали в тюрьмы в 80-х годах, это тоже — последствие нападения 17 сентября. Мы будем помнить, что еще большие преступления, чем тоталитаризм гитлеровский, творил тоталитаризм Сталина и его последователей на всей территории коммунистической империи зла вплоть до 1991 года.
Мы не забудем этого всего потому, что оно до сих пор касается каждого из нас. В нашем 40-миллионом народе нет таких людей, которых не затронули преступления коммунизма. Можно говорить, что были и те, кто им потворствовал, истязая поляков разными способами по указке СССР. Это дело их совести, но даже в их семьях были жертвы коммунистического геноцида.
Те, кто выжили: вернувшиеся из сибирской ссылки (тогда — маленькие дети, а сейчас — старики), катынские семьи; дочери и сыновья, навещавшие родителей в тюрьмах; беззащитные рабочие, стоявшие лицом к лицу с танками; семьи жертв катастрофы 10 апреля 2010 года — все они будут помнить о 17 сентября и предостерегать. Мы будем помнить и напоминать, что преступления коммунизма были преступлениями во имя конкретного государственного образования, а не одной лишь классовой идеологии, занимающейся перераспределением благ. Истинной целью существования коммунистического тоталитаризма была реализация международных интересов Москвы. Тех же самых, которые были интересами царского Петербурга. И поэтому 17 сентября 1939 года Советская Россия напала на Польшу. Мы не забудем того, что явилось следствием нападения 17 сентября: Польскую рабочую партию (PPR) и Польскую объединенную рабочую партию (PZPR), Болеслава Берута (Bolesław Bierut) и Воцеха Ярузельского (Wojciech Jaruzelski). Упущенных десятилетий экономического развития, которые мы будем наверстывать еще ближайшие четверть века. Но и то лишь в том случае, если Россия вновь не нападет на Польшу. Следует подчеркнуть, что мы не забудем тех событий в первую очередь потому, что не хотим их повторения. И мы будем предостерегать друг друга и наших друзей перед всеми приметами имперских поползновений Москвы. Ведь связь между риторикой, использовавшейся пропагандой СССР, в том числе в радиовыступлении Молотова 17 сентября 1939 года, и тем, как Россия объясняет сегодняшнее нападение на Украину, видна как на ладони.