Белоруссия получает российскую нефть на условиях, которые были подписаны в 2010 году. Их суть заключается в том, что нефть Москва продает Минску беспошлинно, однако белорусская сторона зачисляет в бюджет России весь объем вывозных пошлин на экспортируемые нефтепродукты, произведенные из российской нефти. Надо сказать, суммы, которые Белоруссия с 2011 года в виде нефтепошлин возвращала в российский бюджет, по белорусским меркам весьма солидные, пишет «Салiдарнасць» (13.10). Если бы $4 млрд ежегодно в виде нефтепошлин Белоруссия могла оставлять себе, «я бы построил здесь уже Эмираты», подчеркивал год назад Александр Лукашенко. Воспользовавшись формированием Евразийского экономического союза, в котором планировалось отменить все изъятия и ограничения в отношении свободного передвижения товаров, Белоруссия стала настаивать на исключении изъятий по углеводородам. То есть речь шла о том, чтобы весь объем вывозных пошлин на нефтепродукты оставался в белорусском бюджете.
Однако российская сторона перенесла формирование единого рынка энергетических товаров в рамках Евразийского союза на 2025 год, но дала добро на то, чтобы Белоруссия в 2015-2024 гг. оставляла в своем бюджете ежегодно вывозные нефтепошлины на сумму $1,5 млрд. Согласившись на это, Белоруссия подписала в мае 2014 года договор о Евразийском экономическом союзе. Причем Минск планировал в 2015 году провести переговоры, чтобы с 2016 года пересмотреть сумму нефтепошлин, зачисляемых в белорусский бюджет, в сторону увеличения. Между тем, в сентябре 2014 года стало окончательно понятно, что Россия в 2015-2017 гг. собирается провести налоговый маневр в нефтяной отрасли (который заключается в резком снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и одновременно — в резком повышение налога на добычу полезных ископаемых). Белорусские власти подсчитали, что Белоруссия в связи с этим маневром может потерять уже в 2015 году не менее $1 млрд.
И все же 9 октября Белоруссия последней из таможенной тройки (Россия, Казахстан, Белоруссия — прим. ред.) ратифицировала договор о создании Евразийского экономического союза. При этом белорусские власти получили согласие Москвы, чтобы в 2015 году все экспортные пошлины на нефтепродукты оставить в бюджете Белоруссии — и в один день две палаты белорусского « парламента» ратифицировали договор о ЕАЭС. Закон осталось подписать только Лукашенко.
Какие выгоды несет Белоруссии участие в Евразийском экономическом союзе? Не сел ли Лукашенко на корабль, который уже идет ко дну? Об этом в интервью «ЕвроБеларуси» (10.10) рассуждает бывший председатель Нацбанка РБ Станислав Богданкевич, по мнению которого, причиной поздней ратификации Белоруссией договора о создании ЕАЭС стала банальная «торговля» . Белорусской стороне было необходимо получить право зачислять в свой бюджет все нефтепошлины в 2015 году. В случае перечисления экспортных пошлин Белоруссия теряла бы полтора миллиарда долларов — было за что торговаться, подчеркивает эксперт.
Между тем, сегодня интеграция в рамках ЕАЭС строится «по понятиям». Это как раз наглядно и продемонстрировала коллизия с российским налоговым маневром, из-за которого белорусская сторона подвесила было перед минским саммитом ратификацию договора о ЕАЭС. Формально налоговый маневр отношения к договору не имеет. Но «по понятиям» белорусское руководство решило, что Москва «кинула» , урезала вожделенные выгоды нефтяного офшора. Лукашенко четко знает болевые точки Кремля. Прокати Палата представителей белорусского парламента договор — это было бы для Путина пощечиной перед уже объявленным визитом в Минск. И вообще, конфликтовать с Белоруссией именно теперь Москве, которая и так в клинче со всем Западом из-за Украины, было абсолютно не с руки. На сегодня конфликт исчерпан, интрига снята.
Тем не менее, Белоруссия вступила в ЕАЭС с фигой в кармане: парламент принял закон о ратификации договора в пакете с дополнительным заявлением. «Народная Воля» (08.10) распространила текст этого документа: «Республика Беларусь заявляет, что добросовестно будет выполнять свои обязательства в рамках Договора и предпримет иные меры по его реализации при условии, что к этому моменту на трехсторонней или двусторонней основе будут достигнуты конкретные договоренности о снятии барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и оказании отдельных видов услуг, в первую очередь в отношении энергоносителей, продукции сборочных производств, либерализации автомобильных перевозок и других чувствительных позиций. При этом данные договоренности должны содержать положения о недопустимости их ухудшения в последующий период до полного устранения изъятий и ограничений в Евразийском экономическом союзе».
Данное заявление выглядит миной замедленного действия, торпедирует весь проект. «Суть заявления такова: мы будем выполнять соглашение лишь до тех пор, пока Россия будет платить нам столько, сколько мы захотим», — заявил эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич «Белорусским новостям» (10.10).
В свою очередь, Станислав Богданкевич объясняет внесение белорусской стороной дополнительных условий тем, что ухудшение состояния российской экономики может отрицательно сказаться и на Белоруссии. Российский рубль обваливается, инфляция в России не сдерживается в прогнозных рамках, отток капитала превысил 100 миллиардов долларов. Наблюдается проблема с погашением госкомпаниями и крупными монополиями кредитов, полученных на мировом рынке. Все же, Россия даже в кризисном состоянии продолжает обладать огромными запасами нефти и газа. В условиях обострения ситуации на мировом рынке, Путину надо показать, что Евразийский экономический союз начал действовать. Воспользовавшись этим, Лукашенко и додавил Россию, выторговав и сохранение в бюджете Белоруссии всех экспортных пошлин на нефтепродукты и недопустимость изменения достигнутых в рамках ЕАЭС договоренностей, резюмирует эксперт в интервью «ЕвроБеларуси» (10.10). Пока Москва предпочла сделать вид, что демарша не заметила. Но когда отзвучат фанфары, могут возникнуть вопросы — и у Кремля, и у других участников проекта.
Между тем, автор материала, опубликованного изданием «Заутра тваей краiны» (13.10), отмечает, что ЕАЭС хотя и предполагает рост интеграции экономик участников, но это не означает, что у стран-членов станет меньше противоречий. И четверть из сорока крупнейших инвестиционных проектов, которые планируется реализовать в России до 2025 года, в той или иной степени ущемляют интересы Белоруссии.
Так целью одного из самых масштабных по объемам финансовых вложений проекта — газопровода «Южный поток» , связанного с интересами Белоруссии как транзитного государства, является создание альтернативного маршрута поставок газа в Европу в обход транзитных стран, то есть, в обход и Белоруссии.
Если белорусы, начавшие возведение АЭС в Островце, и планировали ее излишки продавать в соседние страны, то особо рассчитывать на это не стоит. К 2024 году « Росатом» собирается заместить выбывающие мощности Смоленской АЭС. Стоимость проекта, занимающего по объему инвестиций тринадцатое место, 285 млрд. российских рублей. Энергия, полученная на Белорусской АЭС, точно не будет востребована в Калининградской области, хотя на начальной стадии россиянам предлагалось разместить свой блок в Островце и питать за счет этого анклав. Вместо этого «Росатом» к 2020 году возведет в Калининградской области за 225 млрд российских рублей Балтийскую АЭС — «для обеспечения энергонезависимости региона». В списке крупнейших инвестпроектов этот занимает пятнадцатую позицию.
К 2020 году «Газпром нефть» хочет увеличить глубину переработки сырья на Московском НПЗ. Этот проект оценивается в 141 млрд российских рублей. Его реализация уменьшает привлекательность белорусских НПЗ для поставок на них нефти.
Мощность горно-обогатительного комбината на базе Гремячинского месторождения калийных солей (Волгоградская область), который построят к 2016 году, составит 2,3 млн тонн удобрений в год. Это — еще один игрок на важном для Белоруссии рынке калийных удобрений, конкурент «Беларуськалия» . В проект будет инвестировано 86 млрд российских рублей. К 2021 году свой проект на калийном рынке запускает еще один новый игрок — «Акрон». Входящая в его состав Верхнекамская калийная компания начинает разработку на Урале калия. Мощность предприятия, в развитие которого направлено 68 млрд российских рублей, составит 2 млн тонн сырья в год.