В фокусе СМИ — новое правительство страны. «Украинская правда» (03.12) в статье, посвященной процессу формирования кабинета министров, обращает внимание, что принятию окончательного решения по составу правительства предшествовали несколько недель напряженноого торга между президентом Петром Порошенко, премьер-министром Арсением Яценюком и лидерами депутатских фракций. Состав правительства тасовался несколько раз и был согласован только в день голосования в Верховной раде. Это вызвало недовольство даже у членов президентского блока, отмечает издание. Обозреватели не исключают, что недовольство участников правительственной коалиции, в частности, фракции «Самопомощь», будет только расти и рано или поздно приведет к выходу фракции из коалиции.
Между тем, пресса обращает внимание на события в Виннице, где 6 декабря у здания областной администрации прошел многочисленный митинг. Активисты выступали против отставки главы областного совета, разбили окна и забросали яйцами офис, находящийся напротив здания администрации. Они также прорвали кордон и занесли в кабинет губернатора Анатолия Олейника мусорный бак для «народной люстрации». По мнению наблюдателей, «майдан» в Виннице — это атака на президента Петра Порошенко. «Все сказки о райской жизни после ассоциации с ЕС обернулись только обнищанием народа, ростом цен и ужесточением визового режима по отношению к гражданам Украины со стороны членов Евросоюза. Плюс война на Востоке, требующая уже четвертой волны мобилизации. Хочет эту ситуацию использовать националистическое движение «Свобода»? Даже сомневаться не приходится. После провала на парламентских выборах ультранационалисты будут использовать любую возможность, чтобы вернуться в Верховную раду. Антипорошенковское крыло во власти, ориентирующееся на премьера, тоже наверняка их попытается использовать как ударную силу», — убежден автор издания «Сегодня» (08.12).
Газета «День» (09.12), комментируя встречу президентов России и Франции в московском аэропорту Внуково, во время которой обсуждалась ситуация на Востоке Украины, отмечает, что для Украины важным является не только сам факт этой встречи, но и, безусловно, то, о чем говорили лидеры двух стран. Тем более, что Путин остался доволен переговорами. Он на пресс-конференции по завершении переговоров заявил, что «и Франция, и Россия выступают за немедленное прекращение кровопролития, за то, чтобы были найдены пути к сближению, в том числе и по восстановлению единого политического пространства на Украине». Но всем известно, говорится в статье, что именно Москва и российские войска приложили и прилагают руки к кровопролитию на Востоке Украины. По мнению эксперта издания, после каждого контакта с Владимиром Путиным, конечно, появляется хотя бы маленькая надежда на сдвиг в урегулировании ситуации на Востоке Украины. В то же время, к сожалению, неоднократно встречались случаи, когда надежды оказывались напрасными: «И мы ныне опять услышали о том, что снова есть надежда на изменения, надежда на движение вперед, но лишь конкретные действия террористов на Востоке Украины и действия Российской Федерации продемонстрируют, действительно ли надежды наши могут осуществляться, и не будут упущены».
Как заявил «Зеркалу недели» (05.12) посол Канады на Украине Роман Ващук, Россия ощущает экономическое давление, которое оказывают на нее западные санкции, введенные из-за ситуации на Востоке Украины. В качестве примера он привел отказ России от продолжения строительства газопровода «Южный поток», который должен был строиться в обход Украины. «Комплекс различных мер, хотя на поверхности они и не кажутся такими очевидно действенными, эти разработанные государственными финансовыми специалистами точечные удары, которые наносим мы с нашими союзниками, — все же сдерживают агрессию российской стороны, — подчеркнул дипломат. — Да, нас беспокоит накопление военной техники, которую завозят из Российской Федерации на оккупированные территории, мы об этом неоднократно заявляли и разделяем взгляды вновь назначенного генсека НАТО в этих вопросах. Думаю, будем наращивать наши, пока невоенные, средства сдерживания, помощь в развитии обороноспособности Украины и постоянно будем мониторить ситуацию, чтобы видеть, необходимо ли уточнение нашей политики».
Заместитель государственного секретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Готмюллер в интервью «Украинской правде» (09.12) не согласилась с существующим мнением, что Украина напрасно подписала в 1994 году Будапештский меморандум, который гарантировал стране ненападение со стороны ядерных государств, в том числе России, в обмен на отказ Киева от советского ядерного арсенала. Как считает Готмюллер, от подписания этого документа выиграла не только Украина, но и весь мир. «Если бы ядерное оружие, унаследованное от СССР, оставалось на Украине, она 20 лет продолжала бы оставаться источником нестабильности и конфликтов на всем евразийском пространстве, — полагает дипломат. — И поэтому ответственные действия Украины стали началом дальнейшего прогресса в ядерном разоружении. Это открыло дорогу дальнейшему процессу — Белоруссия и Казахстан тоже стали неядерными государствами, присоединившись к Договору о нераспространении ядерного оружия». Если бы Украина не поддержала Будапештский меморандум, то маловероятно, что США смогли бы согласовать российско-американский Договор о сокращении наступательного вооружения, резюмирует Готмюллер.
В интервью «Укринформу» (07.12) молдавский композитор Евгений Дога размышляет над тем, почему «в России считают, что Крым обязательно должен быть русским, а на украинцев навешивают всевозможные ярлыки, не позволяя им жить так, как они хотят». Музыкант задается риторическим вопросом, почему сегодня, говоря об Украине, часто используется эпитет «националистическая»? Он также убежден, что если «украинцы хотят в Европу, то не нужно их останавливать. Потому что, по сути, они европейцы». Россия, между тем, судьба которой для композитора хотя и небезразлична (большую часть времени Дога проводит в Москве), все же, как полагает автор музыки для многих советских кинофильмов, в большей степени евроазиатская страна: «Большей своей частью она (Россия) в Азии, и нормально, что она стремится в Евразию. Но Украина — европейская страна. И не просто европейская, а одним своим «крылом» она почти в центре Европы».