Президент Бронислав Коморовский выступил с идеей отметить годовщину победы над гитлеровской Германией на Вестерплатте. Вацлав Радзивинович (Wacław Radziwinowicz) справедливо отметил в Gazeta Wyborcza, что «День Победы», который в России празднуют 9 мая, — это не только масштабное пропагандистское мероприятие, но праздник, который занимает важное место в календаре и сознании простых россиян. Корреспондент Gazeta Wyborcza писал: «Легенда великой военной трагедии, огромных жертв и ошеломительной победы служит здесь чем-то вроде мирской религии. Конечно, ее подпитывает пропаганда, но и без официальной агитации народ искренне верит в свою освободительную миссию. Простого россиянина глубоко оскорбит отсутствие мировых лидеров на Красной площади. А торжественные мероприятия на Вестерплатте пропаганда уже изобретательно представляет, как попытку украсть Победу. И с этим ничего не поделаешь».
Действительно ли не поделаешь? Разумеется, о появлении в Москве речи быть не может: это было бы капитуляцией перед насилием, которое вот уже год применяет Россия на Украине. Но будет ли организация встречи на Вестерплатте, где помимо президента Украины и, возможно, делегатов из стран Балтии, мы скорее всего не сможем ожидать серьезного политического представительства, самым удачным ответом на российскую пропаганду?
У поляков нет особых поводов испытывать нежные чувства к тем, кто вместе с освобождением от гитлеровской оккупации принес им коммунистическую неволю. Но это не значит, что мы можем забыть о судьбе «Алеши», как пишет Радзивинович, «простого парня, безымянного солдата, который нес на своих плечах бремя войны». Это была бы страшная несправедливость. Для огромного количества людей на захваченных Гитлером территориях советские танки были символом освобождения от ежедневного террора оккупации. Они принесли настоящий мир, даже если он потом оказался неволей. «Алеша», которого в атаку на немецкие позиции зачастую гнал наган чекиста, был такой же жертвой режима, как жители стран, у которых он по приказу Сталина отнимал свободу.
Победа над Гитлером была мифом, использовавшимся в пропагандистских целях на протяжении всего существования СССР и продолжающим исполнять эту функцию до сих пор. Пока в Кремле не сменится власть, шансы на то, что 9 мая станет еще и праздником жертв коммунистического режима, останутся нулевыми. Но это не меняет факта, что мы, поляки, с нашими согражданами по Европейскому союзу можем искренне воздать дань памяти тем павшим на фронтах Второй мировой войны, которых режим Путина, как до него советские генсеки, использует в пропагандистских целях для укрепления своей власти. Европейские лидеры, не ездите 9 мая в Москву, а возложите цветы на кладбище павших воинов Красной армии, например, в Польше, в Германии или на Украине. У нас таких мест много, самое большое кладбище (более 30 тысяч могил) находится в Бранево (раньше — Braunsberg), в Поморском воеводстве, лежащим неподалеку от границы с Калининградской областью, на территории довоенной Восточной Пруссии. На послевоенной территории Польши находятся могилы примерно полумиллиона красноармейцев.
Оказание почести умершим коренится глубоко в польской традиции. Протянем руку простым россиянам над могилами тех, кто погиб в той ужасной войне, оставив споры вокруг интерпретации истории на другой раз. Протянутая рука, конечно, может наткнуться на пустоту. Но значение таких жестов, как в случае письма польских епископов к немецким, показывают не месяцы и даже не годы, а десятилетия. Эмпатия к чувствительности российской памяти не может означать принятия лжи о сущности коммунистического тоталитаризма. Но оно может и должно означать необходимость склонить головы над могилами простых россиян, которые отдали жизнь в трагической борьбе с одним режимом по приказу другого. Мы можем рассчитывать на то, что по крайней мере для части россиян это послужит доказательством, что официальная пропаганда о враждебных нацистских режимах, взявших Россию в кольцо, расходится с действительностью.
Это не только наша моральная обязанность, но и составляющая наших политических интересов. От кремлевского самодержавия больше всего страдают россияне. От них в конечном счете зависит, удержится ли эта власть, оставит ли она за собой мандат на агрессивную политику в отношении соседей — в том числе, военную, как на восточной Украине. Нам следует бороться за то, чтобы простой россиянин стал нашим союзником в столкновении с Кремлем. Сейчас это кажется «mission impossible». Но разве не так же было когда-то с польско-российским примирением?
Важно, чтобы в этот день, 9 мая, над могилами тех, кто погиб в последней Великой войне, громко и солидарно прозвучали слова из уст немцев, россиян, украинцев, поляков и всех европейцев: «Нет войне!» Послание, которое уже давно не несло в себе столько угрожающей актуальности.