Переговоры немецкого канцлера Ангелы Меркель, французского президента Франсуа Олланда с российским президентом Владимиром Путиным в Москве завершились ничем. Западным лидерам не удалось уговорить российского лидера поддержать их новую инициативу по урегулированию конфликта на Донбассе, которая была согласована с Киевом, где Меркель и Олланд провели пятичасовые переговоры с украинским президентом Петром Порошенко.
По мнению наблюдателей, сегодня происходит переструктурирование всего геополитического пространства Европы, поскольку Россия не согласилась с тем местом, которое ей отвели на геополитической карте Европы после окончания холодной войны. И эта война, которую Россия развязала против Украины, пишет «День» (07.02) является войной не только против Украины, а войной за пересмотр всего мирового порядка. Очевидно, что она разрушила этот мировой порядок, и хотя вице-президент США Джозеф Байден говорит, что мы не дадим России перекроить карту Европы. Но на самом деле так получается, что карта Европы уже не будет такой, какой она была в биполярный период. Теперь соответственно, Европа хочет сохранить статус-кво и уговорить Россию сохранить эту постбиполярную архитектуру безопасности в Европе. Удастся ли это сделать Меркель вместе с Олландом? Именно эти вопросы решаются лидерами трех стран.
Результаты проведенных 5 февраля в Киеве переговоров президента Петра Порошенко, главы Франции Франсуа Олланда и канцлера Германии Ангелы Меркель стороны договорились держать в строгом секрете. Но из скудных официальных сообщений и собранных крупиц информации от нескольких украинских источников, близких к переговорному процессу, можно составить какую-то картину, пишет «Зеркало недели» (07.02). Во-первых, как утверждают собеседники издания, никакого четкого плана Олланд и Меркель в Киев не привозили. По их словам, путинский «комплекс мер», предложенный в конце января и предполагающий федерализацию Украины и автономию для Донбасса, не был взят за основу, но катализатором стал. Согласованный тремя сторонами документ «не базируется на каких-либо переданных из Москвы или привезенных из Берлина или Парижа документах». Незыблемый фундамент для поиска и выработки предложений — Минские договоренности. В Киеве стороны постарались детализировать Минские соглашения, расписать какие-то временные периоды, определить более четкие графики выполнения. Наработанный документ, с которым Меркель и Олланд отправились в Москву — совместная позиция лидеров Германии, Франции и Украины, заверил издание высокопоставленный источник.
Сразу же после окончания встречи в Кремле (ее, напомним, Меркель и Олланд покинули молча, не сделав никаких итоговых заявлений) пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что лидеры четырех стран намерены попытаться выработать некий окончательный документ. Иных официальных комментариев не последовало, что заставило наблюдателей говорить о том, что, вероятнее всего, ни к чему конкретному московская встреча не привела, и никаких реальных договоренностей по перемирию нет, подчеркивает «Сегодня» (08.02). Европейские лидеры, комментируя прошедшие в Киеве и в Москве встречи, были весьма осторожны в оценках, сходясь только в одном — договариваться необходимо срочно, иначе — новая мировая война. Лидеров Старого Света серьезно беспокоят разворачивающиеся на Донбассе боевые действия, поскольку эскалация напряженности представляет собой общеевропейскую угрозу. Челночная дипломатия Меркель и Олланда призвана найти приемлемый результат в масштабах всего континента, но поставленная задача усложняется отсутствием доверия к словам Путина, пишет УНИАН (07.02). После переговоров в Киеве и Москве «нормандская четверка» договорилась продолжить договариваться. Сигналом о возможности мирного выхода из кризиса должно стать прекращение огня по всей линии соприкосновения украинской армии с сепаратистами.
«Вести» (07.02) поинтересовались у политолога Вадима Карасева, что может означать заявление Меркель, в котором немецкий канцлер высказала мысль, что мирное решение конфликта на Украине является главным условием для построения «большой Европы». Заявление Меркель в целом означает, считает политолог, что европейская система безопасности должна быть построена, с ее точки зрения, не на дальнейшем расширением Европейского союза на восток, а путем взаимодействия торгового дипломатического экономического Европейского Союза и Евразийского экономического союза. А это значит, что Меркель дает понять, что по крайней мере в ближайшем будущем предлагать Украине вступления в НАТО и членство в Европейском союзе не будет, а наиболее оптимальный вариант безопасности и будущего Украины — это государство трансформер, посредник, который одновременно включен в торговое пространство Европейского союза и имеет эффективное экономическое, торговое взаимодействие со странами Таможенного союза. И фактически таким образом Украина, вместо того, чтобы быть яблоком раздора между Россией и Европой, может стать местом контакта — воротами Европы в Евразию и Евразии в Европу.
Американский сенатор-республиканец Джон Маккейн раскритиковал канцлера Германии Ангелу Меркель за ее политику в отношении Украины, которая напоминает политику умиротворения Адольфа Гитлера перед Второй мировой войной. «Наблюдая за политикой немецкого правительства по делу Украины, можно подумать, что у него нет идеи или ему безразлично, что в Украине убивают людей», — цитирует сенатора УНИАН (07.02). По словам Маккейна, он разочарован политикой европейцев и «не ожидал ничего другого». «Хочет ли (Меркель) лишь наблюдать за тем, как впервые после Второй мировой войны страну в Европе разбирают на куски?» — спросил сенатор. В статье отмечается, что Маккейн возглавил группу сенаторов, которые недавно призывали президента США Барака Обаму передать Украине оружие для защиты от российской агрессии. Слова сенатора вызвали возмущение у представителей правительственной коалиции Германии, а генеральный секретарь ХДС Питер Таубер призвал Маккейна извиниться за эти слова.
В свою очередь военный эксперт Академии государственной политики при Институте Кеннана Майкл Кофман в интервью «Новому времени страны» (06.02), комментируя заявления Маккейна отметил, что политика Маккейна — «посылать вооружение всем и всегда. Он всю свою жизнь хотел бомбить — и в Ираке, и в Сирии, и в Ливии, и в Грузии, кстати, и сейчас на Украине. У него всегда один ответ на все проблемы». По мнению эксперта, сенаторы «могут говорить. Но что-то делать — это не их задача. Они не берут на себя ответственность за результат своих рекомендаций». Что же касается президента США и его ближайших советников, то они считают подход с поставками оружия на Украину не разумным. Дело в том, что «главный руководитель европейской политики по отношению к Украине и вообще европейского сопротивления против действий России — это Германия. И в Германии считают, что поставки оружия проблему Украины не решат. Если бы США изменили свое решение, это бы также поставило Германию в неудобное положение. Им бы тоже пришлось передумать. Но нам надо вести ту же самую политику по отношению к Украине, какую ведет Европа. Понятно, что любое вооружение сегодня никак не изменит обстановку в Украине — в смысле боевых действий, которые ведут ополченцы и Россия, резюмирует эксперт.