Кубинские рэперы ответили на обвинения Associated Press (АР) в том, что они якобы были завербованы Агентством США по международному развитию (USAID) для прорыва информационной блокады и свержения режима Кастро.
Ответ прозвучал в стиле рэп — «Вот такая тема» (Este es el tema).
Известные рэперы — Патриотический Эскадрон (Escuadrón Patriota), Нави Про (Navi Pro) и Нене 9мм (Nene 9mm) (La Alianza), Соандри (Soandry) (Hermanos де Causa) и Давид Д. Омни (David D Omni) — назвали американское информационное агентство АР «лицемерным и лживым», стремящимся только к сенсации, и заявили, что их нельзя купить ни за какие деньги.
«Чернила и бумага — единственное наше оружие против режима, который убивает и злоупотребляет властью. Associated Press, опубликуй не дезинформацию, а что-нибудь интересное, например, как голодают и страдают люди», — поет в песне Нави Про.
Ранее AP сообщило, что в начале 2009 года работающая с USAID компания «Международное творческое партнерство», отправила сербского музыкального промоутера Райко Бозич на Кубу с тайным поручением: завербовать и оказать финансовую поддержку известным рэперам Гаваны, а также усилить протест молодежной субкультуры против правительства.
Известный кубинский рэпер Альдо Родригес Бакеро (Aldo Rodriguez Baquero) и продюсер Адриан Монсон (Adrian Monzon) в интервью изданию el Nuevo Herald категорически отвергли обвинения АР в том, что они якобы сотрудничали с USAID с целью свержения правительства Кастро.
Бакеро также заявил, что ни он, ни его музыканты никогда не получали денег от Агентства США по международному развитию.
Associated Press в своей публикации утверждало, что USAID финансировала деятельность организации «Международное творческое партнерство», которая проводила на Кубе секретную программу по внедрению хип-хопа против действующего правительства Рауля Кастро.
Планировалось установить связи и завербовать самых известных на острове рэперов, которые смогли бы инициировать и поддерживать молодежные антиправительственные выступления.
Раудель Кольясо (Raudel Collazo) - более известный как «Патриотический Эскадрон» - заявил изданию, что их новая песня стала ответом, на ту волну лжи и лицемерия, которая обрушилась на кубинских рэперов, после публикации в Associated Press. «Мы чувствуем себя глубоко оскорбленными, потому что эта публикация была направлена не только против Альдо, но и против всех нас»,- заявил Кольясо в телефонном интервью Miami Herald. По его словам, публикация в Associated Press послужила толчком для развязывания кампании в кубинских СМИ и на телевидении по дискредитации движения хип-хопа на Кубе. «Я не знаю, чего добивались наши продюсеры (сербы). Но я одно могу сказать с уверенностью, что за песни, которые исполнял Альдо, он не получил ни копейки. Это полное бесстыдство заявлять, что он якобы получал за это деньги»,- подчеркнул Кольясо.
Такого мнения придерживается все сообщество протестующих рэперов, признавая при этом, что для полного понимания ситуации — недостаточно информации, и поэтому существует некая неопределенность.
«Лично я очень раздражен тем, как кубинская печать освещала эту новость, особенно мне не понравилась “виктимизация” кубинских музыкантов», — заявил изданию ведущий солист группы хип-хоп Hermanos де CAUSA Соандрес дель Рио Феррер (Soandres del Río Ferrer).
«Я не думаю, что кто-то воспользовался нашей наивностью и использовал нас в своих целях,- сказал Соандрес, который сейчас находится с концертами в Майами, и продолжил. — На Кубе нет экономической свободы, у нас нет возможности арендовать концертный зал, мы лишены возможности подать заявку для участия в международных программах, привлекать финансирование из-за рубежа. Единственное, что нам остается — ждать помощи от кубинских учреждений культуры, которые нас посылают куда подальше. Что нам делать?».
Нынешний музыкальный ответ кубинским властям и журналистам Associated Press был записан в частной студии известного кубинского музыканта Давида Эскалоны (David Escalona) в Гуанабакоа, пригороде Гаваны.
«Мы не могли промолчать. Мы сделали клип, чтобы выразить наше отношение к происходящему. К сожалению, у нас не было возможности сразу же его показать широкой аудитории. На Кубе сделать это очень трудно в силу разобщенности людей и отсутствия независимых СМИ», — замечает Соандрес.
Цензура и протестный хип-хоп
«Мы как дрейфующее судно — свободное искусство наказуемо», — поет Чарли Муча Рима (Charly Mucha Rima). Таким образом он пытается донести до слушателей, что люди искусства постоянно сталкиваются с давлением цензуры и маргинализацией со стороны государства.
В свою очередь Эскалона (Escalona) отмечает, что в последнее время среди кубинцев появились новые настроения. В основном это касается людей интеллектуального труда, которые предлагают конкретные шаги, чтобы выжить в этой непростой ситуации и заработать на жизнь.
Одни это делают посредством хип-хопа, другие артисты, такие, как, например, из группы Matraka u Omni Zona Franca, чьи выступления запрещены на государственных площадках, не чураются ничего и выступают перед своим фанатами везде, где это возможно.
«Порой ситуация вынуждает независимых артистов искать финансирование за рубежом. Власти используют этот факт для их дискредитации, пытаясь выставить их в глазах общественности как иностранных агентов», - замечает Эскалона.
В песне рэперы поют, что официальная кубинская пресса умело воспользовалась публикацией в Associated Press для развязывания антирэповской кампании.
«Что мы сделали такого, почему они нас так боятся? Мы что, готовили антиправительственную почву для заговора? За что хотят на нас взвалить вину?», — поется в песне.
По мнению Соандри, дело в том, что чиновники министерства культуры таким образом пытаются создать негативное мнение в общественном сознании о протестном движении хип-хопа.
«Мы все очень расстроены. Похоже, что для нас не нашлось места на Острове Свободы. Мы неудобны для нынешней власти, поэтому нам не дают возможности выступать перед нашими поклонниками. Наши песни запрещают, на Кубе можно петь лишь патриотические песни, угодные режиму», — с горечью говорит Соандри.
Следует сказать, что никому из трех известных исполнителей в стиле рэп, согласившихся дать нам интервью, не разрешено выступать на публике.
Кольясо, который входит в руководящий совет государственного рэп-агентства, возлагает всю вину на бюрократический чиновничий аппарат. «Ситуация действительно сложная. Чиновник никогда тебе прямо не откажет, у него найдется тысяча причин, чтобы тебя “отфутболить”», — горечью замечает Кольясо.
Эскалона, который никоим образом не связан с государственными структурами, рассказал нам, что после выступления в ночном клубе El Diablo Tún Tún его вызвали офицеры государственной безопасности и запретили ему давать концерты.
Несмотря на строгие запреты, популярные кубинские рэперы не намерены сдаваться, и готовятся выпустить в ближайшее время свои новые альбомы. Протестный хип-хоп, несмотря на цензуру, выживает на Кубе благодаря новым технологиям и продажам компакт-дисков и карт памяти на «черном» рынке.
«Раньше под контролем государства находился выпуск пластинок. Сегодня, благодаря новейшим технологиям вы можете записать альбом у себя дома», — рассказывает Соандри, который в настоящее время возглавляет независимый фестиваль хип-хоп Puños Arriba.
«Никто не в силах остановить распространение подпольных записей, как бы он этого ни хотел. Поэтому, несмотря на все запреты, движение хип-хоп не остановить, — уверен Соандри и продолжает. — Конечно, кубинские власти и дальше будут продолжать бороться с протестным движением хип-хоп, ведь мы предлагаем некую альтернативу нынешнему положению вещей, которую власть не приемлет».
Сандре и Давид Д. 28 февраля планируют выступить с концертом в Майами. В этот же день они примут участие в работе десятой Конференции кубино-американских исследований, под эгидой Международного университета Флориды.