Несмотря на отсутствие в «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений« пункта о предоставлении статуса автономии неподконтрольным Украине территориям в Донбассе, на самом деле в документе содержатся пункты, которые предоставляют ДНР и ЛНР широкую автономию, комментирует «Зеркало недели» (12.02) итоги переговоров «нормандской четверки» в Минске. Так, документ предполагает «проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию» (с учетом «особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов»). Также в документе говорится об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года. И хотя президент Украины Петр Порошенко после окончания переговоров заявил, что «несмотря на жесткое настаивание, ни на какой статус автономии мы не пошли» по сути, подписанный президентом «Комплекс мер» не содержит только термина «автономия неподконтрольного Донбасса», но такая автономия региону предоставляется.
«День» (10.02) публикует статью экс-министра Германии Йошки Фишера, в которой политик отмечает, Украина стала жертвой российской военной агрессии, и ее судьба, по сути, определит судьбу Европы, поскольку нынешний кризис сформирует правила и принципы, по которым европейцы будут жить в XXI веке. Российский президент Владимир Путин хочет восстановить международный порядок, основанный на эксклюзивных сферах влияния, подконтрольных великим державам: такая система доминировала в раздираемой войнами Европе в XVIII и XIX веках. Европейская Украина и Европейский Союз противостоят этим попыткам. Именно поэтому нынешняя российская политика нацелена на полную дестабилизацию Украины, особенно в военном и финансовом отношении. В своих собственных интересах Европа обязана не позволить такой политике победить. Несмотря на продолжающуюся войну на востоке, Украина сумела сделать важные шаги в сторону демократии после отставки президента Виктора Януковича в феврале прошлого года, полагает эксперт. Тем не менее, цель внутриполитической стабилизации еще далека от достижения. Основная причина этого не столько в разногласиях внутри украинского правительства, сколько в отчаянном финансовом положении страны. Сегодня более важно дать адекватную финансовую поддержку Украине, чем вводить новые санкции против России. Финансовая помощь Украине ясно даст понять, что Евросоюз не намерен терпеть дестабилизацию страны, но одновременно обеспечит экономические стимулы для Украины и всего региона.
Говоря о возможном ужесточении антироссийских санкций, эксперты агентства УНИАН (10.02) отмечают, что первые последствия ранее введенных санкций в полной мере проявятся в середине текущего года. В целом, в этом году российским компаниям и банкам придется возвращать по обязательствам 180 миллиардов долларов. И эти деньги они уже не смогут занять за рубежом, перекредитоваться. Им нужно будет «вынимать» средства из золотовалютных резервов или суверенных бумаг. То есть, санкции, хоть и постепенного воздействия, но могут убить Россию через два — два с половиной года. Расширенный санкционный список, несомненно, усложнит и без того критическое положение экономики РФ, на которую помимо санкций негативно влияет и падение цен на энергоносители. Между тем, наблюдатели считают решение Совета национальной безопасности и обороны Украины присоединиться к санкциям Запада против РФ запоздалым и нелогичным решением. Вышла, по сути, странная ситуация — Запад принимает санкции намного раньше и в большем объеме, чем Украина. А Украина, которая должна была идти не в чьем-то фарватаре, а первой инициировать этот процесс, сейчас это делает с таким колоссальным запозданием. Украине давно нужно было запретить весь импорт из России, кроме энергоносителей, а потом уже вводить санкции. И все же, хотя и с запозданием, Украина не осталась на обочине процесса введения санкций, резюмируют эксперты.
Автор статьи, опубликованной в издании «Новое время страны» (09.02) убежден, что Украина давно проиграли России в информационной войне за Донбасс, где украинскую власть считают не иначе как «убийцами» или «хунтой». Российская идеологическая машина исправно работает уже много лет. Российской армии старательно придают лоск: формируют имидж суперсовременной военной силы, которая стоит на страже отечества, а служат в ней достойнейшие люди. На это работает не только реклама, но и кинематограф, а также телесериалы. Этот пиар проводится весьма профессионально и имеет высокие результаты. На Украине все не так. До недавнего времени у рядового украинца при упоминании словосочетания «украинская армия» перед глазами всплывала безмятежная картина возведения солдатами генеральских дач. Конечно, с начала АТО многое изменилось, но как же мало сделали для имиджа армии профильное министерство и штабное руководство. Чего стоит мобилизация, построенная на принципах принуждения и, соответственно, запугивания. А ведь вместо обнародования информации о тысячах уклонистах и уголовных делах против них мобилизацию можно было бы сделать не просто эффективной, но и крайне привлекательной. Вместо этого генералы допустили еще один грубейший ляп с точки зрения продвижения «продукта», да и прав человека, предложив заставить военнообязанных граждан получать справки из военкомата для выезда за рубеж. Российская кампания была прекрасно разработана, да и осуществляется весьма профессионально, и совершенно непонятно, почему с украинской стороны нет симметричного ответа.
Политические аналитики предупреждают: планы Путина относительно Украины не сводятся только лишь к продолжению (невзирая на все договоренности) «гибридной войны» на востоке. Стратегической целью «национального лидера» России является создание в Киеве марионеточного правительства и полное подчинение украинских территорий Кремлю — при формальном сохранении самостоятельности, пишет «День» (12.02). Этого путинская команда стремится достичь, применяя целый ряд методов и приемов. Во-первых, речь идет о создании с помощью пропаганды атмосферы недоверия к президенту Украины Петру Порошенко. Мол, его политика непоследовательна, он стремится договориться с российским руководством относительно «слива» Украины, думает только о своем богатстве и не желает обращать внимание на обнищалый украинский народ. Во-вторых, московская пропаганда пытается создать представление о расколе в руководстве украинского государства. Мол, с одной стороны там Порошенко—Ложкин—Гройсман, а с другой — Яценюк—Турчинов—Аваков. Первые — это «партия мира», «прагматики», с которыми Россия готова договариваться, вторые — «американские прихвостни», «ястребы», «партия войны».
В-третьих, с помощью как российских, так и некоторых «украинских» (по месту регистрации) масс-медиа всячески «накручиваются» рядовые граждане — мол, в экономике развиваются крайне негативные тенденции, ситуация почти безнадежная, Украина обречена на длительные годы нищеты, управление государством потеряно, скоро начнутся масштабные протесты, «третий Майдан». Действительно в украинском обществе сегодня присутствуют критические настроения. Их подпитывает и то, что нынешние трудности, похоже, не касаются целого ряда бывших оппозиционеров, у которых откуда-то берутся уютные «домики», не говоря уже об олигархах. Более того, на недешевых горнолыжных курортах в Альпах массово звучит украинский язык. Вот и выходит, делают вывод украинцы, кому война, а кому — мать родна. И что получается в итоге? Что сорвать кремлевские планы создания «третьего Майдана», направленного на свержение действующей власти и погружение Украины в состояние хаоса, невозможно без активного участия самой этой власти, без ее скорой и коренной перестройки и без справедливого распределения бремени экономического кризиса, без преодоления одного из главных последствий кучмизма — то есть без решительной деолигархизации политической и экономической жизни, без постоянного диалога с гражданским обществом.