Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Польский диссидент рассказал, чем опыт его родины может быть полезен Украине

© РИА Новости / Перейти в фотобанк7-е заседание Международного дискуссионного клуба "Валдай"
7-е заседание Международного дискуссионного клуба Валдай
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Адам Михник, польский диссидент, соратник Леха Валенсы и создатель главного в Польше ежедневного издания Gazeta Wyborcza — о том, чем полезна недавняя история его страны для Украины и как в действительности относятся в Польше к путинской России.

Адам Михник, легендарный польский диссидент, делавший вместе со знаменитым Лехом Валенсой польскую бархатную революцию, уже четверть века возглавляет Gazeta Wyborcza — самую высокотиражную и влиятельную общественно-политическую ежедневку своей страны. Он сам основал эту газету, с которой начинает день вся Польша — от президента до рабочего, а в 2006 году британское издание Financial Times даже включило Михника в список 20 самых влиятельных журналистов мира.

В социалистической Польше Михник, тогда один из лидеров оппозиции, за свои взгляды несколько раз попадал за решетку и отсидел в общей сложности шесть лет. Он стоял у истоков общественного движения Солидарность и причастен практически ко всем историческим событиям, происходившим на его родине за последние 40 лет. Не так давно Михник издал сборник эссе о разных аспектах перехода посткоммунистических стран к демократии.

Теперь в Киев он приехал с лекцией о том, как опыт Польши может помочь Украине. Однако встретился здесь с НВ фактически на территории своей страны — в Польском институте, который занимается польскими культурно-образовательными проектами в Украине.

Мы беседуем в привычной для Михника обстановке — в окружении книг и газет. Он просит сотрудников института принести ему пиво и эспрессо и закуривает электронную сигарету, скрывавшуюся в нагрудном кармане среди множества ручек — некогда главных инструментов журналиста.

— Почему Польше в свое время удалось провести радикальные реформы, а Украине, у которой был шанс сделать это еще в 1990‑е годы,— нет?

— Наверное, все дело в элитах. Леонид Кравчук — не самый плохой руководитель, но по сравнению с Тадеушем Мазовецким [первый посткоммунистический премьер-министр Польши] он просто большевистский аппаратчик. В Украине не было и своего Лешека Бальцеровича [вице-премьер и министр финансов, автор польских реформ]. Кроме того, у нас была поддержка католической церкви — ничего похожего на тот момент в Украине не было.

Думаю, нам просто повезло, что так благоприятно сложились обстоятельства. Это были лучшие 25 лет за последние четыре столетия истории Польши. Хотя бывали моменты, когда я боялся, что нам ничего не удастся. Например, во время первой авантюры с люстрацией или когда у власти было правительство Ярослава Качиньского [премьер-министр Польши в 2006–2007 годах].

— Вы были противником люстрации, которая происходила в Польше. Как считаете, насколько жесткой следует быть украинской власти в отношении представителей режима Януковича?

— Это дело прокуроров, а не политиков. Я за правду и никогда не выступал против того, чтобы открыть архивы. Но я был против того, чтобы разыгрывать политический спектакль перед всей страной и делать из этого инструмент внутриполитической борьбы. От этого я вас и предостерегаю: очень опасно, когда политики берут в свои руки право и законы. Этими вопросами должны заниматься прокуроры и суды.

— Вы были в Киеве в апреле 2014 года и говорили тогда, что у Украины появился шанс измениться. Но быстрые и радикальные реформы новая власть так и не провела. Не считаете ли вы, что шанс упущен?

— Надеюсь, что нет. Я думаю, что нынешнее правительство и президент оптимальны для Украины. Лучше [лучшей власти] не будет, может быть только хуже. Конечно, все ждут реформ, но очень сложно проводить их, когда в стране война. Главное, чтобы это не стало для Украины еще одним упущенным шансом, как уже было после оранжевой революции.

— Что может Украина позаимствовать из опыта польских реформ?

— Каждый день властям нужно разговаривать с обществом. Людям следует объяснять, почему происходит то, что происходит. И при этом — жестко бороться с коррупцией, иначе доверия к власти не будет.

— Как за последний год изменилось отношение поляков к Украине и украинцам?

— Поляки очень поддерживают украинцев. Вначале я боялся, что эта поддержка продиктована русофобскими настроениями, но все совсем не так, и это меня очень радует. Сейчас в Польше очень путинофобские настроения.

— Насколько вообще Польша сейчас зависима от России? Сильно ли российское лобби в Польше?

— Наверное, есть люди, которые поддерживают Россию, но храбрецов, открыто признающих, что они за Путина, нет. Есть, например, фермеры, которые недовольны тем, что прекратился экспорт яблок и картофеля в Россию. Но я не думаю, что это большая проблема для Польши.

— Ощущает ли Польша опасность со стороны России?

— Безусловно: Украина — наш сосед, и, если пришли поджигать дом вашего соседа, это опасно и для вас. Мы опасаемся «зеленых человечков». Если они пришли в Украину, то почему не могут прийти в Польшу?

— Бытует мнение, что цель Путина — расколоть западный мир.

— Я с этим полностью согласен. И очень грустно, что на Западе это не все понимают. Путину не нужен Донецк. Нет — он хочет всю Украину, а потом всю Прибалтику и Польшу. И для этого ему не нужно проводить аннексию. Он не возражает против независимости Украины, просто добивается, чтобы ее президентом был Янукович номер два. И он хочет, чтобы то же самое было в Польше. Сталин ведь тоже говорил: мы хотим независимую демократическую Польшу, но мы помним, чем это закончилось.

— Каким должен быть адекватный ответ Запада на действия Путина?

— Украине нужно дать оружие. Если перефразировать выражение Si vis pacem, para bellum [Хочешь мира — готовься к войне], то в этом случае Хочешь мира — отправляй оружие.

— А вы не думаете, что это спровоцирует Путина на еще более активные действия?

— Да его уже не нужно провоцировать! Он без всяких провокаций вошел в Крым и Донбасс. Этого опасается Германия, и я понимаю почему: из Германии уже вышли две мировые войны, поэтому они осторожничают. Но страх — это плохой советчик.

— Что же может тогда остановить Путина?

— Только русские. Без них прогресса не будет.

— Вы верите, что россияне к этому готовы?

— Конечно, ведь я настоящий антисоветский русофил.

— То есть, по вашему мнению, если исчезнет Путин, Россия не найдет себе нового диктатора, а выберет демократическую власть?

— Почему нет? Если я верю в демократический процесс в Польше и Украине, почему я должен считать, что в России это невозможно? Среди российской интеллигенции много умных и порядочных людей. Там ведь не только бандиты вроде Путина, Сечина и Шойгу. В России был Борис Немцов, там есть Виктор Шендерович, Григорий Явлинский, Лилия Шевцова и еще много других достойных россиян.

— Как думаете, когда Украина и Россия смогут вернуться к нормальным взаимоотношениям?

— Сначала надо убрать Путина. Пока он будет у власти, ничего хорошего мы не увидим. Без него все будет в порядке. Я уверен, что у россиян нет в душе стремления быть рабами — об этом только русофобы говорят.

— Россия сейчас очень эффективно использует для пропаганды все каналы коммуникации. Как думаете, почему российская пропаганда оказалась настолько эффективной и как Украине можно противостоять такому мощному ресурсу?

— Российская пропаганда — это какой‑то кошмар. Ничего похожего я не помню ни во время войны с Грузией, ни во время интервенции в Чехословакию. Просто невероятно, но когда я смотрю российское телевидение, я только и слышу: СС Галичина, Бандера. Для России это элемент психологической войны, в которой она использует модель Геббельса. Украине нужно приготовить достойный ответ, а это уже дело журналистов. Нужно отслеживать, что говорят российские СМИ, и, если это неправда, опровергать.

— Gazeta Wyborcza — пример издания, которое было основано диссидентами и при этом стало успешным медиабизнесом. Как это случилось?

— Это изначально была профессиональная журналистика и профессиональный бизнес. Мы писали правду, и писали ее без комплексов. Наверное, нашим читателям было интересно, когда газету начали делать люди, которые пришли из подполья.

— Каким вы видите будущее СМИ? По вашему мнению, будет ли в нем место печатным газетам и журналам?

— Даже не знаю… Моему сыну сейчас 27 лет, и он читает все в основном в интернете. Возможно, мы последнее поколение, которое читает печатные газеты, а дальше все уже будет только в интернете. Правда, меня уже не будет к тому времени, слава богу.

Пять вопросов Адаму Михнику

— Главное событие в вашей жизни?

— Рождение моих детей.

— Ваш любимый город?

— Всю жизнь я живу в Варшаве и не могу себе представить жизнь в другом месте. Но еще я очень люблю Венецию и Амстердам. А для туризма, мне кажется, идеально подходит Испания — там тепло.

— На чем передвигаетесь по городу?

— Если по делам, то на служебном автомобиле. А так — пешком.

— Каков ваш месячный прожиточный минимум?

— На книги, еду и квартиру трачу по €250 в месяц, еще €100 на такси.

— Чего вы стремитесь достигнуть?

— Быть до конца жизни порядочным человеком.

Обсуждение
Комментариев: 38
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Viskas
28 марта 2015, 13:31
А ведь какая держава 23 года назад на блюдечке украинцам досталась. Без войны за ту же независимость, с расширенными Сталиным за счет западных соседей границами, с подаренными Лениным и Хрущевым юго – восточными землями исторической Новороссии. С какой армией! С какой промышленностью, в том числе космической и оборонной! С метро и внутренними авиарейсами! С какими гигантскими электростанциями! С какой наукой! С бесплатными образованием и здравоохранением! С профсоюзными путевками и пионерлагерями! С самым крупным в мире Черноморским пароходством! С полностью механизированным сельским хозяйством!
Viskas
28 марта 2015, 13:35
Но вновь будет на этой земле Дикое поле. Правда, теперь засеянное генномодифицированными растениями. Зря что ли МВФ деньги дает под условием не только геноцидных для населения законов, но и распространения ГМО - продукции нужных американских фирм, в частности, �Монсанто�? Запад свои планы уже и не скрывает. А от кого их скрывать? От даунов-майдаунов, угробивших прекрасную родину за два десятилетия, а за последний год окончательно ее добивших? "Не смешите мои тапочки"! Реквием Украине. Слава "хероям"!
28 марта 2015, 13:39
Украина ваще прекрасная страна. одна незадача - населена украинцами...
t
trubkamira
28 марта 2015, 14:22
так пускай идут в Европу и снова сделают там своё чёрное дело
Х
Херсонский
28 марта 2015, 16:03
Похоже на поминальную речь
A
Andman
28 марта 2015, 16:31
Это точно. Про проср проскакали, идиоты..
28 марта 2015, 13:33
"Среди российской интеллигенции много умных и порядочных людей. Там ведь не только бандиты вроде Путина, Сечина и Шойгу. В России был Борис Немцов, там есть Виктор Шендерович, Григорий Явлинский, Лилия Шевцова и еще много других достойных россиян." Понятия ума, порядочности, бандитизма и достоинства для Адама М. и россиян существенно расходятся. Что не может не радовать.
a
als025
28 марта 2015, 17:49
Понятия ума, порядочности, бандитизма и достоинств Cпасибо zwaan, что не растеряли... Живете в глуши, а Россию не забываете. Помните анекдот: - " Йося, и где вы шили этот костюм? " - " в Париже !" - " а это далеко от Бердичева?" - " 2 250 километров." - " Господи! Такая глушь, и так шьют!"
b
buddаb
28 марта 2015, 13:39
....чем опыт его родины может быть полезен Украине Украине полезнее будет опыт Вьетнама, пережившего гражданскую войну при активном участии внешних сил. Если и когда донецкие подомнут под себя всю страну, недовольные отправятся в трудовые лагеря на перевоспитание. Будут думать над своими ошибками, восстанавливая разрушенный ими Донбасс. Впрочем, это слишком фантастический сценарий. Сегодняшний Кремль не чета советскому. И по-настоящему больших целей давно не ставит. Всё ограничивается громким лаем и периодическим тасканием кусков с западного стола из-под носа зазевавшегося хозяина.
k
kaa2
28 марта 2015, 13:55
Ваш хозяин жаловался на пропавшие куски ?
K
KamaS
28 марта 2015, 14:01
buddаb сегодня съел чего-то не того)
K
KamaS
28 марта 2015, 14:06
buddаb А вам не кажется что если "донецкие" победят, то в лагеря в первую очередь отправятся военные преступники, вроде Яценюка, Порошенко, Турчинова, Муженко, Яроша, а также националисты и фашисты из "Свободы" и "Правого сектора", олигархи и чиновники, грабившие страну. И вам жаль эту публику? Ну вы и фрукт)
N
Nikolaus
28 марта 2015, 16:17
недавно на топвар статейка была Как западенцы на одного дядьку в Москве работают, обязательное условие работы - отчислять 20% на помощь Донбассу, и официальное приветствие "Слава Донбассу" ..как то так )
ч
чист
28 марта 2015, 18:34
таскание кусков Зазевавшийся хозяин - лох! К тому же Россия не делает чего то, что уже хотя бы раз не совершила эта зазевавшееся хозяйка. А украдине не к победоносной войне, а к налаживанию диалога с "сепарами" нужно готовится. А поляк - дурень, если думает, что супер-пупер оружием они что то выиграют. Хотят столкнуть лбами с пиндостаном - это понятно. Только на последствия им наплевать, не жалко ни крошки собственных людей.
K
KamaS
28 марта 2015, 13:55
Мы беседуем в привычной для Михника обстановке — в окружении книг и газет. Нужно было польскому диссиденту более привычную обстановку предоставить: решетки, нары, параша.
Т
Товлачеров
28 марта 2015, 14:04
— Российская пропаганда — это какой‑то кошмар. Ничего похожего я не помню ни во время войны с Грузией, ни во время интервенции в Чехословакию. Просто невероятно, но когда я смотрю российское телевидение, я только и слышу: СС Галичина, Бандера. Как их правда то коробит :)))))
3
3lirium
28 марта 2015, 14:16
Нужно отслеживать, что говорят российские СМИ, и, если это неправда, опровергать. А если это правда?
TL
Toxic Lemon
28 марта 2015, 18:28
А если это правда? То оболгать, пригласить кучу проплаченых "экспертов и сумасшедших с дебилами (их так же обьявить экспертами) и ЛГАТЬ, ЛГАТЬ, ЛГАТЬ
Николай Сатаев
28 марта 2015, 20:39
Так ведь поэтому российская пропаганда и выигрывает, лгать извращённее чтоли?
Х
Херсонский
28 марта 2015, 16:02
Ну хоть один человек на свете знает, что хочет Путин И это, конечно же, поляк
A
Andman
28 марта 2015, 16:26
В России был Борис Немцов, там есть Виктор Шендерович, Григорий Явлинский, Лилия Шевцова и еще много других достойных россиян Моя плакалъ...
А
Августа
28 марта 2015, 16:55
"я настоящий антисоветский русофил" Не хуже врага, чем тот, кто притворяется другом. Нет хуже русофобов, чем те, что притворяются русофилами. Бойтесь данайцев, дары приносящих.
Комбайнер
28 марта 2015, 23:35
Бойтесь данайцев, дары приносящих. А так-же нанайцев , нары опускающих . ;)
I
IrinaYr
28 марта 2015, 17:07
Маразм крепчает. Конечно Путину нужна вся Украина, а Потом вся Прибалтика и Польша. А что он будет с ней делать то и с Прибалтикой и с Польшей?! Они вообще понимают, что несут. А как же финансовые возможности и проблемы с оккупированными территориями, если на минуту предположить, что Путин действительно хочет расколоть Европу и захватить ее половину.
s
serkor
28 марта 2015, 17:36
Главный "рецепт" Польши - самозабвенно целовать попу Америке... Но Киев это и сам умеет
З
Зубоскал
28 марта 2015, 17:58
В России был Борис Немцов, там есть Виктор Шендерович, Григорий Явлинский, Лилия Шевцова и еще много других достойных россиян как мило-у нас и у публики за рубежом очень разное понимание кто относится к достойным людям а кто нет
З
Зубоскал
28 марта 2015, 18:20
Главная задача любых сколько то значимых западных СМИ всеми силами насаждать нужный образ России и русских. Не должно и тени сомнений возникнуть у местной публики в том что русские это: дикие, пьяные деграданты, стоящие априори на более низком уровне развития чем люди запада для русских обычны криминальные отношения между собой, нет уважения к закону и им не доступны такие чувства как нравственность, долг,гордость,самоотверженность что все что есть хорошего в России это уворовано русскими, а все что есть плохого-продукт местного "творчества" что Россия это страна без будущего с бандитами во главе, с не правильной экономикой и с ленивыми и не компетентными работниками что русские по своей природе агрессивны и понимают только силу, что они лживы и им нельзя доверять что там нет ни культуры, ни науки, а есть лишь грязь, холод и безысходность. Короче говоря представьте себе эдакую Колумбию помещенную в снега, вместо пальм-ёлки, а так всё то же самое-масса пьяных от вечного жевания листьев коки неграмотных крестьян,бандитские разборки между местными наркобаронами, воровство, проституция и дикость и во главе всего-каудильо,который улыбается в камеру, пряча за спиной нож которым 15 минут назад лично зарезал политического оппонента. Остаётся правда загадкой откуда русские в таком случае взяли свои ядерные ракеты и как вообще смогли создать самую большую страну на свете-но этот вопрос старательно обходят, дабы не дай бог он не всплыл в голове хомячка читающего очередной доклад о правах человека помещающий РФ где то между С.Кореей и Афганистаном. Самое страшное для западных правительств это не новая ракета или газовый договр с Китаем. Самое страшное это правда. Если общество на западе осознает что русские не какие то унтерменши, вечные варвары, ошибка истории. А умные, талантливые люди, способные творить, управлять, чсувствовать, совершать подвиги, упорно идти к цели. Что эти люди в жесточайших условиях, в неблагоприятном климате, в окружении врагов и в постоянных войнах сумели не только выжить, но и победить и построить уникальную страну и освоить её, в том числе и в таких местах где по мнению западного человека просто невозможно жить,и которые к этому еще и умудрились создать великую культуру, прекрасную науку и смогли защитить своё права жить своим умом не кланяясь кому то из соседей и которые не растратили свой дух и не утонули в материальной культуре сытого, сонного бытия стран запада,для которых честь, родина, идеалы не красивые слова сказанные на очередной годовщине американской революции, а живое руководство к действию-вот тогда у западной публики начнуться вопросы. Почему тогда так? А может мы что то не то делаем? Может америка идет куда то не туда и мы не всегда несем справедливость и добро, а вовсе наоборот? Тогда может рухнуть вся система построенная на лжи, на убеждении в особой "правильности" и не по грешимости западного пути,рухнет представление что за них всё мировое сообщество, которое окажеться всего то кучкой из 3 десятков стран, которые и урвали себе львиную долю ресурсов и власть над планетой, оставив остальным довольствоваться крохами и объедками. Тогда начнеться брожение умов и как знать чем оно кончиться.
TL
Toxic Lemon
28 марта 2015, 18:26
мда Почему все диссиденты такие дебилы? Их спецом в США в пробирках выращивают? Да и газетенка эта, примерно на уровне нашего "калейдоскопа". Обычный "желтый русофобский листок". Не более того. Один бездоказательный трендешь. Скучно.
28 марта 2015, 19:51
Британия назвала низкий уровень экспертов ЕС причиной проблем с Россией Именно идеологическую зашоренность и мифологизированное сознание европейских политиков и экспертов при полном непонимании и незнании ими реальной Украины, подобные тому, что продемонстрировали литовские деятели, докладчики Палаты лордов называют в числе главных причин украинского кризиса. С полной версий доклада: www.publications.parliament.uk/pa/ld201415/ldselect/ldeucom/115/115.pdf
l
lagger
28 марта 2015, 20:32
Кому он диссидент? Диссидент - это инакомыслящий. А этот трындит, как вся остальная польская пресса...
Дн
Джугашвиля на кВАЗе
28 марта 2015, 21:26
 - Чего вы стремитесь достигнуть? — Быть до конца жизни порядочным человеком. Не получилось :(
П
Путник7
28 марта 2015, 22:50
Украина — наш сосед, и, если пришли поджигать дом вашего соседа, это опасно и для вас. Мы опасаемся �зеленых человечков�. Если они пришли в Украину, то почему не могут прийти в Польшу? Да уж вы этих соседей гнобили 300 лет. И еще готовы подгибать для выхода к Черному морю. Да видать не судьба. Я не понимаю, как может русская Одесса и русский Харьков жить под бандеровцами. Это же надо так себя не уважать.
П
Путник7
28 марта 2015, 22:55
А черные бандеровские человечки в Польшу придут обязательно Они издевательства над бандеровской Галичиной не забыли. Не забыли и Перемышль и всю западную Галицию. Не радуйтесь раньше времени.
П
Путник7
28 марта 2015, 23:04
Все таки гитлеровцы были не полными идиотами "Украинцы - это оскотинившиеся русские, которые за идею украинской державы готовы зарезать даже свою фрау. Они идеальные бойцы против Красной Армии. Но после, подлежат тотальной санации, как самые страшные варвары." Михаэль Виттман, Гаупштурмфюрер СС
O
Otshelnik
29 марта 2015, 05:29
Некоторые моменты понравились "Лучше [для Украины] не будет, может быть только хуже" - обнадежил бандерлогов, с учетом, насколько сейчас на Украине хорошо... И "Наверное, есть люди, которые поддерживают Россию, но храбрецов, открыто признающих, что они за Путина, нет" - свобода слова, епта!
s
serg49
29 марта 2015, 09:26
Каким должен быть адекватный ответ Запада на действия Путина?Украине нужно дать оружие. Это же полное вырождение диссидента, и диссидентства как идеи. Русофобия превращает людей в безмозглых человеконенавистников. Все те кто поддерживает этих дебилов Адам Михник, Борис Немцов, Виктор Шендерович, Григорий Явлинский, Лилия Шевцова ненавидят Россию.
a
ares05rus
29 марта 2015, 23:16
Теперь в Киев он приехал с лекцией о том, как опыт Польши может помочь Украине. Однако встретился здесь с НВ фактически на территории своей страны — в Польском институте, который занимается польскими культурно-образовательными проектами в Украин Давать советы все не прочь,нежная как себе помочь.
я
янычар
30 марта 2015, 07:22
с дерьма куском вместо мозгов, генерирующим ненависть!
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем