Ввиду трудностей, переживаемых МЕРКОСУР и Китаем, вновь активизирующийся рынок США становится значимой и разумной альтернативой для торговой политики Бразилии.
С тех пор, как во Дворец Планалту в 2003 году вступила PT (Партия трудящихся), Министерство внешних связей Бразилии утратило свои прежние позиции, ведь теперь принципы внешней политики диктовались партией. Дольше, чем остальные министры иностранных дел, удерживается у власти специальный советник президента по внешней политике Марко Аурелио Гарсия (Marco Aurélio Garcia), также обосновавшийся в Планалту с января 2003 года, символизируя собой вмешательство правящей партии в бразильскую дипломатию.
Неудивительно, что все последнее время внешней политике Бразилии присуща монотонность. Президент Дилма без каких-либо сюрпризов — за исключением дистанцирования от Ирана, когда-то выбранного Лулой в качестве одного из главных союзников — на автопилоте оказывает почести последователям Чавеса и подчиняется прихотям Аргентины в МЕРКОСУР, развращенная протекционистскими практиками соседа. Но хотя данной области уделяется мало внимания, президенту придется включить ее в список своих приоритетов, поскольку причинами кризиса бразильской внешней торговли отчасти являются именно неверные шаги во внешней политике. Как, например, слепая и идеологически обусловленная зависимость от связей с некоторыми правительствами на континенте.
Необходимость нового сближения с Соединенными Штатами не может не бросаться в глаза. Похоже, с этим согласна даже Дилма. После дипломатического охлаждения в середине 2013 года, когда стало известно о прослушиваниях телефонных разговоров бразильского президента американскими спецслужбами, текущий год подходит для восстановления связей с Белым домом.
В 2013 году государственный визит в Вашингтон был отменен из-за кризиса, возникшего в связи с обнаружением американского шпионажа. Теперь, после того, как на инаугурации Дилмы присутствовал вице-президент США Джо Байден, в ускоренном темпе идет подготовка к официальному визиту. Дилма и Обама встретятся в первой половине апреля в Панаме, на 7-ом Саммите Америк. Эта встреча может послужить почвой для дальнейшего сглаживания отношений.
Одним из пагубных результатов совместной внешней политики Лулы и PT стало уменьшение веса Бразилии в многосторонней дипломатии, хотя и продолжают звучать разговоры о претензиях на членство в Совете Безопасности ООН. Поскольку желаниям Бразилии никогда не соответствовали конкретные действия, эта возможность рассеялась, как дым. Так, The New York Times в недавней редакционной статье отметила уменьшение значимости Бразилии в мире. По данным газеты, голос страны превратился в "шепот", в то время как другие члены БРИК — Китай, Россия и Индия — выбирают противоположную тактику. Распад МЕРКОСУР и замедление роста китайской экономики вынуждают Бразилию пойти на сближение с США, чья экономика сейчас находится на стадии выздоровления.
Экспорт бразильской продукции в США осуществлялся всегда. С началом аргентинского кризиса американский рынок уже переместился на третье место в списке самых значимых импортеров Бразилии (после Европейского Союза и Китая).
Только в феврале сальдо торгового баланса демонстрировало дефицит в размере 2,8 миллиардов долларов США. Цены на сырьевые товары остаются на низком уровне, и страна нуждается в расширении рынков. Для бразильского правительства настало время принимать решения без идеологической предвзятости.