Кубинского президента Рауля Кастро с нетерпением ждут в Панаме. Его прибытие, означающее почти полное возвращение Кубы в Западное полушарие, было настоятельным требованием континента. Встреча глав государств американского континента 2015 года не состоится без кубинского участия. Такое мнение единодушно высказали все главы государств Латинской Америки и бассейна Карибского моря президенту США Бараку Обаме во время последней встречи на высшем уровне в Картахене-де-Индиас (Колумбия) в 2012 году.
Через три года Рауль Кастро не только прибыл на встречу, но и начал с Обамой процесс нормализации отношений после более чем полувекового противостояния. Такого не могли себе представить даже самые ярые сторонники участия Кубы в панамском саммите. Рауль Кастро с «высоко поднятой головой», считает Хорхе Домингес (Jorge Domínguez), сотрудник Гарвардского университета, специализирующийся на латиноамериканской проблематике. Не зря он добился того, что американский президент публично признал провал политики США в отношении Кубы. «А вот его брату Фиделю этого не удалось» даже за полвека, напомнил Домингес.
Почти через четыре месяца после начала сближения многое еще предстоит сделать. Процесс нормализации отношений будет долгим и непростым. И он не закончится, а лишь только начнется, когда обе страны вновь откроют свои посольства в Гаване и Вашингтоне, подчеркнула заместитель госсекретаря по вопросам отношений со странами Западного полушария Роберта Джексон.
Но для двух стран, которые продолжали «холодную войну» еще четверть века после падения Берлинской стены, прогресс, достигнутый на пути к этой встрече в Панаме, настолько же невообразим, как и фотография с предстоящего саммита — Кастро и Обама, впервые сидящие за столом переговоров. И хотя Гавана не делала на этот счет столь высокопарных заявлений, как в ответ на смягчение Вашингтоном торгового эмбарго острова в январе этого года, на Кубе идут своим ходом экономические реформы, начатые до 17 декабря, когда было объявлено об оттепели в двухсторонних отношениях. И это многое значит на острове, где в течение десятилетий поддерживался жесткий «статус-кво», подчеркивает Джеофф Зэйл (Geoff Thale), специалист по Кубе в Вашингтонском бюро по Латинской Америке. «На этот раз это не будет просто обменом “баш на баш”: мы откроем границы, а вы откройте рынок», — говорит она. «В любом случае, идут параллельные процессы, и результаты некоторых кубинских экономических реформ уже налицо. Это отражается в политической децентрализации и большей политической открытости», — утверждает эксперт.
Впрочем, не все так радужно. Кубинские диссиденты, которые тоже едут в Панаму, позаботятся о том, чтобы напомнить латиноамериканским лидерам об отсутствии демократических свобод на острове, где ситуация с правами человека оставляет желать лучшего в сравнении с международными стандартами. Согласно данным Кубинской комиссии по правам человека и национальному примирению, только в марте зарегистрировано 610 нелегальных задержаний по политическим мотивам — это самая большая цифра за последние семь месяцев.
Джеофф Зэйл считает, что ожидать от латиноамериканских правительств, «которые за 55 лет привыкли ругать США за Кубу», публичного осуждения кубинцев в связи с ситуацией вокруг прав человека, «маловероятно». «Не думаю, что от Кастро будут требовать немедленной открытости и прозрачности, но надеюсь, что речь пойдет о конкретных вещах, таких, как расширить доступ к информации, положить конец незаконным арестам... Наверняка, это будет сделано в завуалированной форме, но это с большой вероятностью начнет происходить в ближайшие годы», — уверена она.
Куба не сможет интегрироваться полностью в жизнь своего полушария до тех пор, пока не вернется в Организацию американских государств, в которой не состояла с 1962-ого по 2009 год. С тех пор Гавана так и не определилась, возобновлять ли членство в этой структуре, которую, по мнению кубинцев, обошли такие региональные организации как Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна или Союз южноамериканских наций, для чего, помимо прочего, потребуется ратифицировать Межамериканскую демократическую хартию.
Силвия Айюсо — специальный корреспондент.