Всего месяц тому назад повестка дня встречи глав государств американского континента, которая будет проходить в Панаме 10-11 апреля, была вполне предсказуемой и обещала много нового. На фотографии, помещенной на первых полосах газет, президенты Кубы и США, Рауль Кастро и Барак Обама, жмут друг другу руку, согласовывая основные темы обсуждения, которые наверняка касаются двухсторонних отношений, а также, в определенной степени, положения на континенте. Однако неожиданное решение Обамы, объявившего Венесуэлу «угрозой национальной безопасности» его страны, превратило встречу в арену разногласий, наглядно отражающих противостояние в масштабах континента.
Вот уже более полутора десятилетий в Латинской Америке идут активные преобразования, в результате которых на первый план очень разные политические силы левого и прогрессивного толка, возникшие на основе общественных движений. Они представляют собой очень широкий спектр от националистов до крайне левых, включая достаточно своеобразных социал-демократов, представляя собой совокупность факторов, которые определяли национальные процессы, разные по содержанию, но имеющие при этом точки соприкосновения и основывающиеся на понимании демократии в гораздо более широком плане, чем просто выборы. Можно утверждать, что за последние пятнадцать лет на латиноамериканском континенте произошли крупнейшие социально-экономические преобразования с момента обретения им политической независимости.
Вслед за революцией на Кубе, ставшей надежным оплотом социальной справедливости и антиимпериалистической борьбы, произошла Боливарианская революция в Венесуэле, пришли к власти прогрессивные правительства в Аргентине, Бразилии и Уругвае, одержали победу левые силы в Боливии, Эквадоре и Никарагуа, что привело к изменению соотношения сил на континенте. В результате произошло укрепление национального суверенитета, и ослабла царившая до этого гегемония США. В ходе этих национальных процессов, имевших ярко выраженную социальную направленность, экономическая политика зачастую вступала в прямое противоречие с неолиберальными рецептами, преподносимыми в мировом масштабе в качестве истины в последней инстанции.
Используя длительный период высоких цен на сырье и продовольствие, которые сопровождались активизацией внутренних рынков, ростом благосостояния и доходов традиционно бедных слоев населения, которые одновременно осознавали и укрепляли свою роль в обществе. Все это стало возможным благодаря социально ориентированной экономической политике, направленной на более равномерное распределение общественного богатства. В результате такой политики социально-экономическое положение на континенте значительно улучшилось, начался устойчивый экономический рост, в то время как мировой финансовый кризис повлек тяжелые последствия для других районов, на первый взгляд более благополучных.
В результате столь динамичных прогрессивных преобразований, которые не смогли отрицать даже традиционно правые правительства, идущие в фарватере американской политики, родились региональные интеграционные организации, ставшие характерной чертой этого этапа: Южноамериканский общий рынок (Mercosur), Союз государств Южной Америки (Unasur), Боливарианский альянс народов нашей Америки (ALBA), нефтяной альянс стран Карибского моря и Венесуэлы PetroCaribe. И, наконец, было создано Сообщество государств Латинской Америки и бассейна Карибского моря, в которое вошли все страны континента за исключением США и Канады, что вполне закономерно.
Тем не менее, если взглянуть на события, произошедшие в Латинской Америке за последние два года, то можно прийти к выводу о том, что континент вступил в новый этап, характеризующийся острым противоборством политических, идеологических и экономических интересов. Трудно нарисовать какую-то единую картину на основе ежедневного потока новостей, но почти все они указывают на политическую перегруппировку и новые идеологические приемы, используемые традиционными олигархическими кланами и их американскими хозяевами на своих «задворках». С этой целью с помощью разного рода неолиберальных технологий создаются с виду новые движения избирателей, сообщается о якобы устойчивом экономическом росте и параллельно происходит объединение правительств по этому же самому принципу: наглядным примером является Тихоокеанский союз, в который входят Мексика, Колумбия, Перу и Чили.
Важным фактором этих перемен выступают также международные рынки, где произошло снижение цен на традиционные продукты латиноамериканского экспорта, что свидетельствует о хрупкости социально-политических преобразований, основанных главным образом на распределении общественного богатства, но при этом не уделяющих должного внимания реальной экономике и делая, к тому же, упор на потребительскую сторону вопроса. Невозможно проводить активную социально ориентированную политику без постоянного роста доходов. Это главное.
В политической области можно указать, в частности, на недавние попытки дестабилизации обстановки в Аргентине (в частности, «самоубийство» прокурора Нисмана), акции протеста против избранного президента Дилмы Руссефф. США и их союзники на местах, похоже, не готовы к проигрышу в соответствии с демократическими нормами и поэтому в выборе средств не останавливаются. В этом контексте, безусловно, наибольшую опасность представляют непрекращающиеся попытки государственного переворота в Венесуэле (при явной поддержке и финансовой помощи со стороны США). Все это самым непосредственным образом указывает на то, что США и их многочисленные союзники (местная олигархия, крупные СМИ, Евросоюз, международные деятели) по сути дела перешли в наступление, пытаясь вернуть утраченное пространство, не гнушаясь никакими средствами ради достижения своих целей и не всегда адекватно оценивая последствия своих действий.
Конечно, на другую чашу весов можно было бы положить переговорный процесс в Колумбии, уже вошедший в свой заключительный этап в Гаване, пользующийся поддержкой не только стран континента, но и администрации США, а также сообщение о восстановлении дипломатических отношений между Кубой и США с последовавшими за ним встречами и переговорами. Но в свете недавних событий все это выглядит несколько противоречиво.
Если США намерены сделать с Венесуэлой то же самое, что они сделали с Кубой — а слово «мир» применяют лишь к определенным случаям — тогда становится понятно, почему на недавней встрече лидеров стран ALBA в Каракасе кубинский президент Рауль Кастро следующим образом прокомментировал известное заявление президента США. Основываясь на обширном историческом и политическом опыте, он сказал: тезис о том, что Венесуэла представляет угрозу национальной безопасности США, «показывает, что США могут поставить под угрозу мир и отношения с нашим континентом ради поддержания своего господства и интересов своей внутренней политики. Вашингтону следует понять раз и навсегда, что невозможно соблазнить или подкупить Кубу и запугать Венесуэлу. Мы никогда не бросим на произвол судьбы наших братьев по борьбе».
Учитывая заявление кубинского лидера, общую атмосферу и реакцию на указ Обамы, объявившего Венесуэлу угрозой для США, можно смело утверждать, что главным событием встречи глав государств американского континента, которая состоится в Панаме в ближайшие дни (Куба на ней будет представлена впервые), должна стать фотография Рауля и Обамы". Это фото наверняка будет сделано и войдет в анналы истории, но все же главной новостью будет не эта, а споры, возможно, весьма острые, в которых Венесуэла невольно станет главным действующим лицом почти прямого противостояния между двумя Америками, все с большим трудом уживающимися друг с другом. Можно сказать, что эта встреча открывает новый этап, характерной чертой которого станут постоянные столкновения в политической, идеологической и экономической областях, а также в вопросе модели развития. И эти столкновения будут нарастать с каждым днем.
Остается лишь понять, готовы ли главные действующие лица решать вопросы в демократическом ключе, чтобы сохранить Латинскую Америку в качестве зоны мира, как о том было заявлено на второй встрече на высшем уровне Сообщества стран Латинской Америки и бассейна Карибского моря, состоявшейся чуть более двух лет в кубинской столице. В противном случае, это противостояние будет развиваться и по другим направлениям.
Rebelión публикует эту статью с разрешения автора посредством лицензии Creative Commons, уважая его право на её публикацию в других источниках.