Уже на заключительном этапе (бесспорно, самом продуктивном) своего президентского срока Барак Обама понял, что, как гласит Библия, «перед тем, как сказать да, надо сказать нет». Необходимо отказаться от убеждений и моделей поведения, которые уже не укладываются в рамки современного мира.
Рауль Кастро и Барак Обама протянули друг другу руки, что стало свидетельством конца холодной войны. Это не просто жест, а послание, которое создает новую карту и новые реальности для всех участников. От возврата США к главенствующей роли в Латинской Америке, как в настоящем, так и в будущем, пострадают многие институты. Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Мексика и все новые экономические площадки должны прийти к взаимопониманию в свете этой новой реальности. И эта реальность — вовсе не та, которая создается посредством восстановления отношений между Кубой и США. В ней переплетается вся совокупность интересов, представленных на встрече глав государств американского континента в Панаме. Эта реальность ведет к достижению соглашения с Тегераном, хотя на данный момент это скорее намерение, чем свершившийся факт.
И если раньше советские ракеты превратили Кубу в одно из главных действующих лиц не столь давней истории, то современная реальность проникновения Ирана на латиноамериканский континент через Аргентину, Бразилию, Венесуэлу и Мексику выдвигает в качестве главных приоритетов достижение соглашения с Тегераном и встречу глав американских государств в Панаме.
Мир требует переустройства. В этой новой реальности, в которую США возвращаются не только со своим оружием, научно-техническими достижениями и финансами, но также со своими возможностями влияния на политику, какая роль уготована остальным странам континента?
Например, что касается безопасности, где будет проще прийти ко взаимопониманию и разрешить сложный вопрос, связанный с положением в Венесуэле. По аналогии с переговорами, которые ведутся с повстанческой колумбийской группировкой «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC), проблему гораздо проще урегулировать в Гаване, чем в Каракасе или Боготе.
Барак Обама, который не застанет завершения начатого им процесса, доказал, что способен преодолеть старые табу: 50 лет экономической блокады ни к чему не привели, а кубинский народ оказался в тисках, в которые его зажали, с одной стороны, Фидель Кастро, а с другой — администрация США.
И все же главный козырь сегодняшней Кубы заключается в том, что она стала главным фактором решения проблемы, в определенном смысле — континентальной. Поэтом необходимо задуматься над необходимостью всех этих региональных организаций в их нынешнем виде, от Организации американских государств до встреч глав ибероамериканских государств. Какова роль и каков смысл существования таких институтов, как Союз южноамериканских государств (Unasur) или Боливарианский альянс для народов нашей Америки (ALBA) в совершенно иной экономической ситуации и с новым главным игроком на поле, которого зовут Соединенные Штаты?
В этом году состоятся президентские выборы в Аргентине, выборы в местные органы исполнительной и законодательной власти в Мексике, переговоры о прекращении внутреннего конфликта в Колумбии... Но главное заключается в том, чтобы разработать новый механизм решения конфликтов на американском континенте в условиях современности. В этом смысле весьма показательным является то, что группа бывших президентов с помощью кубинского посредничества решила способствовать прекращению острого противостояния между Венесуэлой и США.