В наши дни между прежними союзниками по антигитлеровской коалиции мало единства. Разногласия вокруг торжественных церемоний стали выражением нынешних политических конфликтов, в частности, между Западом и Россией из-за аннексии Крыма.
Мировые лидеры, включая президента США Барака Обаму, премьер-министра Великобритании Дэвида Камерона и канцлера Германии Ангелу Меркель (Angela Merkel), не приедут на помпезный военный парад в Москву. А президент РФ Владимир Путин не участвовал в церемонии по случаю 70-летия освобождения концентрационного лагеря Освенцим в Польше 27 января.
Раздражение Путина вызвали заявления польских политиков о том, что Освенцим на самом деле был освобожден украинскими частями, и предложения отпраздновать День победы не в Москве, а в Лондоне или Нью-Йорке. У поляков конец Второй мировой войны в Европе ассоциируется не только с поражением нацизма, но и с последовавшими за ним 44 годами советского господства. В апреле поляки запретили проезд «Ночным волкам», которые намеревались повторить наступление Советской Армии на Берлин в 1945 году.
Многие проблемы играют свою роль в эти юбилейные дни. Но конфликт между Россией и Западом из-за Украины затмевает все остальные.
Кремль разыгрывает историческую карту
Путин, конечно же, знал, что западные лидеры, возмущенные аннексией Крыма, не приедут в Москву 9 мая. И это ему, пожалуй, даже на руку. Почему? В интервью DW гостевой профессор Джорджтаунского университета Кэтлин Смит высказывает такую точку зрения: «Президент Путин использует отказ западных лидеров, чтобы укрепить антизападные настроения в России. У россиян сложное восприятие этого дня. С одной стороны, это победа, с другой — напоминание об изоляции России перед войной, о нарушенном Гитлером пакте о ненападении».
Путин хочет преподнести россиянам споры вокруг торжеств как еще одно свидетельство мужественной борьбы России против фашизма, на сей раз против мнимых украинских ультра-националистов во главе с Петром Порошенко. А Запад, по версии Кремля, предал эту борьбу.
«В отказе большинства западных лидеров от участия в торжествах российские лидеры увидели удобный повод обвинить Запад, особенно республики Балтии, в потакательстве неонацизму, — указывает в интервью DW эксперт Эстонского международного центра обороны и безопасности Эркки Баховский. — Российское руководство создало свой параллельный мир в СМИ и, по-моему, просто не понимает, чем недоволен Запад».
Жертвы и герои
Кэтлин Смит считает, что усилия Кремля в преддверии Дня победы, возможно, призваны убедить россиян смириться с лишениями в результате аннексии Крыма. Можно предположить, что, используя пример Второй мировой войны, Путин подсказывает россиянам: не спрашивай, что Москва может сделать для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для Москвы. «В России давняя традиция возвеличивания страданий, жертв в годы войны. На нее и пытаются опереться в ответ на санкции», — полагает Кэтлин Смит.
«Однако враждебность по отношению к Западу — это обоюдоострый клинок. Ведь даже советские учебники истории упоминали, что в войне союзниками Советского Союза были США, Великобритания и Франция. Поэтому сегодняшний разворот на 180 градусов в интерпретации победы может оказаться контрпродуктивным. Помните, как еще несколько лет тому назад в параде в Москве в знак примирения совместно участвовали советские и немецкие ветераны. И сейчас отсутствие западных лидеров не останется незамеченным», — указывает Эркки Баховский.