Недавнее заявление президента США Барака Обамы о том, что Вашингтон открывает новую страницу в отношениях со странами Латинской Америки, многими было воспринято как священное заклинание. Однако не надо воспринимать желаемое за действительное.
Именно об этом я подумал. когда министр торговли США Пенни Прицкер заявила мне, что «сейчас США переживают исторический момент», а администрация Обамы «обратила свои взоры в сторону Латинской Америки».
Прицкер процитировала слава американского президента, которые он произнес в одном из своих выступлений о том, что «улучшение отношений с Кубой создаст новые возможности для сотрудничества во всем латиноамериканским регионом».
Министр торговли США сообщила, что в настоящее время Вашингтон проводит интенсивные переговоры с 11 странами Тихоокеанского бассейна — в том числе с Японией, Австралией, Мексикой, Перу и Чили — о заключении соглашения Транстихоокеанского партнерства.
По ее мнению, таким образом, будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли, что принесет большую пользу Латинской Америке.
Пенни Прицкер рассказала, что большинство стран Латинской Америки выступают за расширение рыночных отношений и инвестиций, а также и с оптимизмом смотрят на развитие демократии в регионе. Министр торговли США сообщила, что в ближайшее время посетит с визитом Колумбию и Бразилию, а в следующем месяце, возможно, и Кубу.
Во время нашего разговора я спросил ее, не считает ли она, что Обама преувеличивает, когда говорит о том, что мы сейчас находимся на пороге новой эры в отношениях со странами Латинской Америки.
Дело в том, что на моей памяти все американские президенты заявляли о начале новой эры в отношениях с Латинской Америкой.
Более того, Обама стал первым президентом США, который за последние десятилетия ни разу не предложил грандиозного плана экономической интеграции континента. Обама ведет переговоры о заключении соглашения Транстихоокеанского партнерства с несколькими странами Латинской Америки, о создании Трансатлантической ассоциации, и не более того. Нет ни одного предложения по созданию Межамериканского союза.
Администрация Обамы за последние шесть лет не проявляла практически никакой активности в деле расширения сотрудничества с латиноамериканским регионом. Свой первый зарубежный визит в качестве президента США Обама совершил в Канаду, а не Мексику. В 2012 году Обама решил сделать стержнем внешней политики Азию. С тех пор еще одним приоритетом внешней политики США стал Ближний Восток.
За последние два года госсекретарь США Джон Керри совершил 65 поездок за границу. Из них только шесть раз он посещал страны Латинской Америки.
На фоне пассивности США, Китай проводит экономическую экспансию в Латинской Америке и сумел захватить за последнее десятилетие значительную долю латиноамериканского рынка. По данным ООН, Китай занимает первое место в торговле с Бразилией и Чили, второе место в торговле с Аргентиной, Перу и Уругваем.
В ответ на мои замечания министр торговли США Пенни Прицкер заявила следующее: " Я не думаю, что речь идет о победе или поражении в торговой конкуренции с Китаем. Латиноамериканский рынок настолько большой, что здесь хватит места всем — и Китаю, и США«.
«Наши обязательства перед Латинской Америкой намного шире и глубже, — отметила Прицкер — Товарооборот постоянно растет. Кроме того, Транстихоокеанское партнерство, в случае его одобрения, позволит Мексике, Чили и Перу участвовать в процессе создания добавленной стоимости. Они только выиграют от расширения торговли между Соединенными Штатами и Азией».
Министр торговли США считает, что речь идет о создании новой «мировой экономической архитектуры», к которой позже могут присоединиться Бразилия и Аргентина.
Пенни Прицкер уверена, что Латинская Америка движется по пути развития демократии и стремится развивать сотрудничество с США.
Мое мнение: как я уже не раз писал, прошли времена сытой жизни. Падение цен на сырьевые товары привело к изменению политического ветра в Латинской Америке. У радикального популизма последнего десятилетия, выросшего на нефтедолларах и дорогой сельхозпродукции, уже нет возможности финансировать дорогостоящие социальные программы.
Тем не менее, мы все еще далеки от «новой эры», провозглашенной Обамой в отношениях Соединенных Штатов и Латинской Америки.
В любом случае у США есть прекрасная возможность вернуть утраченные позиции в регионе, о чем неоднократно заявлял Обама.
Но, чтобы превратить эту возможность в реальность, необходимо уделять самое пристальное внимание региону.