Во вторник президента Бразилии Дилму Русеф спросили в Вашингтоне по поводу прослушивания ее телефона, которое Агентство национальной безопасности США вело в 2013 году. «Ну, я думаю, что начиная с этого момента, если президент Обама захочет узнать что-то о Бразилии, то позвонит мне напрямую», — ответила она. Хозяин Белого дома улыбнулся. В отношениях между лидерами двух крупных стран американского континента был сделан шаг вперед. Все сделали вид, что забыли неприятный эпизод с прослушиванием телефонных разговоров.
Тогда Русеф, возмущенная скандальным случаем, отменила запланированный визит в США. Во вторник, накануне пресс-конференции, Обама по-дружески прогуливался с президентом Бразилии рядом с памятником Мартину Лютеру Кингу в знак своего особого расположения, которое он выказывает далеко не всем. Русеф со своей стороны пригласила Обаму на Олимпийские игры и подарила ему футболку бразильской сборной.
Помимо этих внешних проявлений согласия, обе страны подписали целый ряд соглашений в самых разных областях: от военно-технического сотрудничества до образования, включая увеличение торгового оборота и устранения с этой целью бюрократических препон, а также упрощение процедуры выдачи виз бразильцам, которые часто посещают США.
Кроме того, оба президента сделали упор на выработку соглашения об изменении климата и сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу. Обе страны заявили о том, что в абсолютных цифрах сократили выбросы углекислого газа больше, чем кто-либо. А главы Бразилии и США надеются на дальнейшие шаги в этом вопросе.
Обама пообещал, что, начиная с 2024 года, США сократят выбросы углекислого газа в атмосферу на 26% по сравнению с 2005 годом. В свою очередь Русеф, стоящая во главе страны, в которой сосредоточены 20% мировых запасов питьевой воды, а также такие неповторимые и находящиеся под угрозой уничтожения природные уголки, как бассейн Амазонки, пообещала, что к 2030 году будут восстановлены леса на 12 миллионах гектаров и покончено с незаконно вырубкой. В результате незаконной вырубки ежегодно исчезают целые лесные массивы в удаленных районах, в частности, в бассейне Амазонки.
Как Обама, так и Русеф взяли на себя торжественное обязательство, что на ближайшей (по мнению многих ученых, последней) встрече глав государств по вопросам изменения климата, которая должна состояться в конце года в Париже, будут достигнуты весомые результаты.
Русеф напомнила Обаме о Плане развития инфраструктуры, который ее правительство намерено осуществить в ближайшие годы. Этот документ предусматривает среди прочего строительство автострад, железных дорог и аэропортов общей стоимостью свыше 65 миллиардов долларов. Одной из целей нынешней поездки президента Бразилии является привлечение американских инвесторов, готовых принять участие в претворении данного плана в жизнь. А для его успешного осуществления необходим подъем бразильской экономики, темпы роста которой в этом году замедлятся на 1,2%.
В этой связи Русеф отметила, что недавнее улучшение показателей американской экономики является хорошим сигналом для всего американского континента и в особенности для Бразилии, которая должна в этом вопросе равняться на США: «США преодолели кризис 2008 года. И мы свой тоже преодолеем. Мы пытаемся сделать из Бразилии великую страну с преобладанием среднего класса — после того, как вывели многих людей из состояния бедности». Дилма Русеф положительно отозвалась и об американской инициативе нормализации отношений с Кубой: «Это открывает не только перспективы новых отношений США с Кубой, но и со всей Латинской Америкой».
Итак, оба президента вновь обрели утраченное согласие. Они переживают диаметрально противоположные по своему содержанию политические моменты. Обама пожинает значительный успех после двух положительных решений Верховного суда: о предложенной Обамой реформе здравоохранения и однополых браках. Один из журналистов даже задал ему вопрос относительно наступившей для него «счастливой недели». А вот Русеф столкнулась с самой настоящей политической бурей, вызванной экономическим спадом и коррупций в государственной нефтяной компании Petrobras. Последний вопрос, на который она ответила (сразу после «счастливой недели» Обамы) касался того, собирается ли она отправить в отставку последнего министра, замешанного в махинациях компании Petrobras.