Когда мировые лидеры собрались в Париже на саммите по изменениям климата, им следовало обратить внимание на более серьезные и насущные угрозы. Две региональные державы Россия и Турция впервые после окончания холодной войны вошли в столкновение. Если эту конфронтацию не остановить, конфликт может выйти из-под контроля, похоронив под руинами все попытки разгромить «Исламское государство»/«Даеш». Шансы на прекращение гражданской войны в Сирии уменьшатся еще больше. Победителей не будет.
Российский Су-24 бомбил антиасадовских суннитских боевиков туркоманов, которых защищает и снабжает Анкара. Самолет пересек участок турецкой территории, вклинившийся в Сирию. Это было турецкое воздушное пространство, но он находился там всего несколько секунд. Впервые со времен Корейской войны член НАТО сбил российский самолет.
После этого инцидента отношения между Турцией и Россией немедленно вошли в неуправляемый штопор. Этому способствовало то обстоятельство, что Россия агрессивно и чрезмерно использует свою авиацию в ходе сирийской «антитеррористической» операции, слабо взаимодействуя с другими сторонами. Какие бы цели ни уничтожала Москва, у нее не может быть оснований для неоднократного вторжения в воздушное пространство Турции.
Далее, Россия проигнорировала целую серию предостережений. Турция неоднократно предупреждала ее о недопустимости нарушения своего воздушного пространства. С октября она играла по правилам: турецкий МИД вызывал российского посла, созывал Совет НАТО и подавал жалобу в Совет безопасности ООН. Россия во всем винила плохую погоду, извинялась и говорила, что это больше не повторится.
Наконец, когда произошел этот инцидент, Москва пошла на эскалацию, поскольку президент Реджеп Тайип Эрдоган отказался принести извинения. И теперь Кремль целенаправленно разрушает строившиеся на протяжении двадцати с лишним лет крепкие отношения с историческим врагом Российской империи. С 16-го века по 1918 год Оттоманская Порта и империя Романовых 12 раз вступали в войну, и «больной человек Европы» (так называли Турцию — прим. пер.) проиграл все, кроме одной.
В период холодной войны Анкара была оплотом НАТО на южном фланге альянса. После распада Советского Союза между Россией и Турцией возникли прочные взаимоотношения с товарооборотом на десятки миллиардов долларов. Турция и Россия ввели безвизовый режим (который Москва отменит, начиная с 1 января 2016 года), и четыре миллиона российских туристов ежегодно тратили на турецких курортах десятки миллиардов долларов США.
Турецкие компании осуществляли в России высокодоходные строительные проекты. Россия на 60 процентов обеспечивала Турцию природным газом, а Путин запустил «Турецкий поток» — крупный трубопроводный проект на 30 миллиардов долларов, после реализации которого Россия могла бы поставлять в Турцию и Европу 63 миллиарда кубометров газа. Росатом строит в Аккую гигантскую атомную электростанцию стоимостью 20 миллиардов долларов. А теперь все это — от туристов до овощей — повисло на волоске.
Эскалация
В войне слов Владимир Путин обвиняет Эрдогана в «исламизации», а кремлевские телеканалы утверждают, что сын Эрдогана причастен к торговле нефтью с ИГИЛ. (Эрдоган обвиняет в этом режим Асада.)
Путин решил в этой игре идти на шаг впереди. Он приказал отправить к побережью Латакии ракетный крейсер «Москва». Его экипаж взял в перекрестье прицелов своих мощных систем вооружений турецкие и натовские цели. Россия также отправила на свою авиабазу Хмеймим современные ракеты большой дальности С-400 «Фаворит» (так в тексте, «Фаворит» это С-300 — прим. пер.), угрожая турецкой (и натовской) авиации в сирийском небе. Если не будут приведены в действие средства радиоэлектронной борьбы альянса, это может существенно затруднить воздушные операции Запада в Сирии. Дальность ракет, составляющая 200-400 километров, делает уязвимым все восточное побережье Средиземного моря — на 200 километров вглубь турецкой территории и до Ливана с Израилем.
С начала войны на Украине НАТО продолжает сдерживать Россию на своих восточных и северо-восточных рубежах. Но на южном фланге пора начать деэскалацию, как в небе над Сирией, так и в российско-турецких отношениях.
Приоритеты союзников
Конфронтация между Турцией и Россией очень сильно отвлекает внимание от главного. Двумя параллельными приоритетами сегодня должны стать устранение угрозы со стороны ИГИЛ и поиск всеобъемлющего урегулирования в Сирии. К сожалению, Вашингтону недостает дальновидности, лидерских качеств и твердости в реализации этих целей.
На венских переговорах о новой политической структуре в Сирии подавляющее большинство участников — Лига арабских государств, Китай, Египет, ЕС, Франция, Германия, Иран, Ирак, Италия, Иордания, Ливан, Оман, Катар, Россия, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ, Британия, ООН и США — продемонстрировали непримиримые противоречия.
Основное разногласие касается характера будущего режима в Сирии и судьбы Башара аль-Асада. Турция напрямую осуждает режим Асада и его спонсоров, обвиняет его в военных преступлениях и требует его отстранения от власти. Суннитские арабские страны, включая Саудовскую Аравию и Катар, также яростно выступают против того, чтобы Асад неопределенно долго оставался у власти. С другой стороны, Иран изо всех сил пытается спасти Асада, который обеспечивает Тегерану плацдарм в восточном Средиземноморье и каналы снабжения «Хезболлы» в Ливане.
Нужна деэскалация
Эскалации и вооруженного конфликта между членами НАТО и Россией из-за Сирии можно избежать. Конфликт можно предотвратить — тем более, что он не в интересах США и Североатлантического альянса. Хотя Совет Россия-НАТО приостановил свою работу из-за российского вмешательства на Украине, а российско-турецкие военные связи после инцидента с бомбардировщиком были разорваны, альянс может установить совместный реальный или виртуальный контроль над сирийским воздушным пространством, координируя действия в целях снижения опасности новых инцидентов. Американские и российские военные, а также Россия и Армия обороны Израиля уже достигли договоренностей о недопущении конфликтов, организовав «горячие линии».
Обязанность наших лидеров — активно препятствовать опасной эскалации, но в то же время стоять на стороне нашего ключевого союзника. Это включает в себя важные политические и правоохранительные аспекты. Западные страны, в том числе США, могут поддержать президента Эрдогана, сотрудничая в международном расследовании по делу о движении Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen), которое является глобальной исламистской организацией, проникшей в турецкое правительство, правоохранительные органы, судебную власть и деловой истэблишмент. Движение Гюлена, который прежде являлся политическим союзником Эрдогана, сегодня находится под следствием, проводимым турецкими властями, а также ФБР, правоохранительными органами США и других стран. Его школы, занимающиеся распределением денег, предполагаемые попытки подкупа с целью усиления политического влияния и сомнительная иммиграционная практика требуют более пристального внимания западных спецслужб и правоохранительных органов.
Необходимость комбинированной стратегии на Ближнем Востоке
Администрации Обамы надо проводить такую стратегию, с которой согласится большинство сторон в сирийском конфликте. Ей следует параллельно предпринимать усилия по уничтожению ИГИЛ и по организации перехода к Сирии после Асада. В такой схеме необходимо обеспечить полную защиту прав сирийских меньшинств, включая алавитов, христиан и курдов. Возможно, в связи с этим понадобится федерализация.
Соединенные Штаты должны призвать Россию вести себя ответственно, воздерживаться от нарушений турецкого воздушного пространства и отказаться от эскалации. В противном случае страны НАТО будут вынуждены рассмотреть новые санкции против Москвы.
В Сирии налицо гуманитарная катастрофа, в результате которой появились миллионы беженцев и внутренне перемещенных лиц. Она угрожает будущему Ближнего Востока и Европы. США обязаны вместе со своими европейскими и суннитскими союзниками добиться того, чтобы этот конфликт не перерос в региональную войну или даже в более масштабную катастрофу.