Так, 14 марта на портале lidovky.cz было опубликовано интервью с бежавшей из Крыма активисткой Галиной Джикаевой. Она поделилась с читателями своими печальными воспоминаниями о том, как осуществлялась аннексия Крыма два года назад, и рассказала о страшном опыте общения с сотрудниками ФСБ. По словам Галины Джикаевой, она и ее соратники хотели мирно протестовать против насильственного присоединения полуострова к России, но их деятельность посчитали террористической. Чтобы не оказаться в российских застенках, Галине Джикаевой пришлось бежать из родных мест, однако она надеется, что когда-нибудь справедливость восторжествует и Крым снова станет частью Украины.
Одним из первых успех россиян в сирийской операции признал Ондржей Нефф (Ondřej Neff) в комментарии на портале Neviditelný pes (15.3). Несмотря на то, что журналист не одобряет «самодержавного» характера всей операции, когда все делается только по мановению руки президента России, в целом российский шаг можно воспринимать позитивно. Он также отмечает, что нынешний вывод российских сил из Сирии отличается от трагического отхода брежневской армии интервентов после афганской авантюры. Если в итоге война в Сирии закончится, а переговоры приведут к миру, то дипломатический успех Владимира Путина можно будет признать окончательно. «И у самодержцев бывают успехи», — пишет в заключении чешский журналист.
Не признать успехов России в Сирии невозможно, в особенности в сравнении с действиями западной коалиции, так и не увенчавшимися громкими победами. Об этом на портале журнала Echo24 (15.3) пишет обозреватель Мартин Вейсс (Martin Weiss). Он отмечает, что пусть ИГИЛ и не потерпел поражения, россиянам все же удалось укрепить позицию Башара Асада, выйти из мировой изоляции, расширить свое влияние на Ближнем Востоке, утраченное еще во времена СССР. Вейсс подытоживает результаты словами: «Запад проигрывает, Путин побеждает. Что в этом нового?»
Сомнительным успех российской операции в Сирии считает бывший министр по правам человека ЧР Джамиля Стегликова (Džamila Stehlíková). В комментарии на портале Aktualne.cz (17.3), она отмечает, что шаг Владимира Путина, в очередной раз шокировавший мир, это не что иное, как отступление, причем вынужденное. Стегликова предполагает, что Башар Асад, который не желает отказываться от власти и идти на уступки, совершенно вышел из-под контроля президента России. Поэтому вывод российских военных сил из Сирии — это своего рода наказание Асада, попытка склонить его к послушанию.
Конечно, пишет Стегликова, к настоящему времени России удалось добиться определенных успехов, в частности расширить влияние на Ближнем Востоке и отчасти выйти из мировой изоляции. Путин стремится к биполярному миру, так что в этом отношении успехи есть (Обама согласен на диалог с Россией, как с влиятельным игроком). Однако декларированная Москвой цель — уничтожить «Исламское государство» — так и не была достигнута, подчеркивает автор.
Свою оценку российской операции в Сирии, ее результатам, а, главное, той цене, которой РФ пришлось заплатить за демонстрацию силы за рубежом, дает аналитик портала IDNES. cz (16.3) Владимир Вотапек (Vladimír Votápek). Он готов признать успехи России, но только те, которые были достигнуты российской пропагандой. Так же, по словам аналитика, достижением РФ стоит признать и то, что, находясь на слабой позиции и обладая ограниченными средствами, России все же удалось «выжать» из сирийского конфликта максимальную для себя пользу.
Вероятная причина ухода из Сирии — исчерпание российских военно-технических и финансовых ресурсов, ведь война — дело дорогое, а экономическая ситуация в России крайне тяжелая, считает Вотапек. Что касается тех миллиардов долларов, которые РФ инвестировала в сирийскую кампанию, то, по мысли аналитика, не совсем ясно, что Россия получила взамен, кроме того, что смогла продемонстрировать миру свою силу. Потраченных миллиардов будет очень не хватать внутри России, а поддержка Дамаска, на которую средства были брошены, только осложнила отношения России с рядом значимых стран, в том числе с Турцией.
Об экономических аспектах российской военной операции в Сирии в комментарии на радио Česky rozhlas (16.3) упомянул Давид Штяглавский (David Šťáhlavský). Он допускает, что одной из причин завершения кампании были финансовые трудности РФ и низкие цены на нефть. Кроме того, комментатор предполагает, что операция могла обойтись России дороже, чем было заявлено официально. И эти средства были буквально отняты у страны.
В этой связи Штяглавский отмечает, что хотя российскую операцию в Сирии нельзя сравнить с Афганистаном, отпечаток советской практики на кампании все же есть. Закручивать гайки внутри страны, жить в долг, а все средства пускать на то, чтобы демонстрировать миру свои мускулы — так было принято в СССР, и, как считает радиокомментатор, Россия повторяет эти методы. Однако рано или поздно напряженность в российском обществе, «живущем без идеалов по волчьим законам и страдающем военным синдромом», неожиданно может выйти из-под контроля Путина, уверен Давид Штяглавский.
Россия извлекла уроки из Афганистана, в отличие от Запада, который с трудом учится на своих ошибках. Об этом пишет комментатор Збынек Петрачек (Zbyněk Petráček) на портале lidovky.cz (16.3). Если отбросить эмоции, уверен автор комментария, и подвести объективный итог, то сторона А (Россия) добилась больших успехов в Сирии, чем сторона Б (Запад). Правда, ситуация, по словам Петрачека, осложняется тем, что сторона А — это агрессивная путинская Россия, которая выступила на стороне диктатора.
Тем не менее, ей удалось продемонстрировать миру, как можно эффективно поддержать союзника, но не увязнуть в конфликте (в отличие от США). Так что Сирия уже не станет вторым Афганистаном, подчеркивает Збынек Петрачек. Соединенные Штаты и президент Обама обнаружили свою явную несостоятельность, а Россия воспользовалась шансом и действует сегодня как рациональный победитель, заканчивает свой комментарий Збынек Петрачек.
Позитивно шаг президента Путина оценивает и публицист Ладислав Кашука (Ladislav Kašuka). На портале Czech free press (17.3) он пишет о том, что Путин показал миру, в чем разница между российской помощью и американской оккупацией. Несмотря на то, что мир не верил во временный характер российской операции в Сирии, президент России выполнил свое обещание, и теперь мир, «раскрыв рот от изумления», наблюдает за действиями России. Кашука подчеркивает, что вновь стало ясно, что россияне — люди слова: что сказано, то сделано, а обещания американцев не стоят и ломаного гроша.