Говорят, недавно скончавшийся бывший премьер-министр Анкер Йоргенсен (Anker Jørgensen) начинал каждый день с чтения 50 страниц художественного текста. Кроме того, он был большим поклонником современного искусства. Предшественник Йоргенсена на посту премьер-министра Йенс Отто Краг (Jens Otto Krag) был так увлечен искусством и культурой, что оставил политику ради самовыражения в качестве художника. Подобный интерес к искусству редко встретишь среди современных политиков.
Некогда культура и современное искусство были важной частью жизни многих политиков. Они считали уместным тратить на них свое время и силы, а в сегодняшнем обществе конкуренции эти интересы, похоже, исчезли.
Сейчас главное увлечение политиков — это электронные таблицы, которые можно назвать бездуховным занятием. Политика необходимости не оставляет места для великих культурных прозрений, а искусство и литература больше не считаются источниками, в которые можно нырнуть, чтобы получить знания и понимание вещей, и которые могут дать силы, пищу и перспективы в политической жизни, а также очертить видение общества.
Не одни только политики больше не чувствуют себя обязанными следить за современной культурой и искусством, что, несомненно, отражает широкую общественную тенденцию.
Во время своей научной работы я встречаю молодых исследователей, которые почти с гордостью сообщают, что никогда не читают художественных книг, и это даже не считается странным с учетом той ядерной гонки, которая типична для научных кругов в наши дни. Там все больше значат публикации и поиски финансирования. Вероятно, не так уж и странно, что они предпочитают проводить свободное время, просматривая последние номера англоязычных научных журналов или рассылая заявки, а не читая, например, книгу Карстена Йенсена (Carsten Jensen) об Афганистане.
Даже авторы сценариев для современных телевизионных драм заметили, что политики не озабочены вопросами культуры и искусства. В популярном сериале Netflix «Карточный домик» властолюбивый интриган Фрэнк Андервуд увлекается компьютерными играми. Вдохновение для своих политических идей он находит не в великих американских романах современности, а в поверхностном мире компьютерных стрелялок. Редкого свободного времени Биргитте Нуборг в «Правительстве» также не хватает на искусство и культуру.
У нас в Дании министерство культуры превратилось в пенсионное учреждение для престарелых политиков, чья карьера во власти подходит к концу. Министры культуры приходили в следующем порядке: Пэр Стиг Мёллер (Per Stig Møller), Марианне Ельвед (Marianne Jelved) и Бертель Хордер (Bertel Haarder), а также франт Уффе Эльбэк (Uffe Elbæk) в виде короткого исключения. Возглавив министерство культуры, прежние провидцы и динамичные деятели, какими казались трое вышеупомянутых, стали слабы. Возможно, причина в том, что они смирились со своим новым местом во внутренней иерархии, где должность министра культуры находится куда ниже прочих министерств, в которых обсуждаются действительно важные вещи, такие как строительство новых дорог и экономические стратегии на 2020 год.
Даже если Хессельдаль идеализирует интересы прежних политиков в сфере культуры, ему удалось затронуть важный момент. В современном мире культура и искусство стали вторичны, и человеку не обязательно вникать в них и тратить на них свое время.
В государствах всеобщего благосостояния культура и искусство — высший уровень деятельности общества. Когда большинство граждан имеют хлеб, пенсию, просторные и светлые квартиры, появляется возможность духовного развития через взаимодействие с культурой и искусством. Культура находится на самом верху пирамиды Маслоу. Министерство культуры учредили в 1961 году. Школы и институты надеялись, что население будет знакомиться, например, с литературой как важнейшим образовательным средством.
А если искусство больше не занимает политиков, то его значение в обществе падает. Идея о том, что человек может развиваться и облагораживаться, занимаясь искусством, стала непопулярна. В последнем законопроекте о реформе средней школы говорилось о цифровом и инновационном просвещении и о том, что литературный анализ в рамках лингвистических дисциплин имеет менее важное значение, чем развитие коммуникативных качеств. Ораторское мастерство и правильное поведение в соцсетях важнее, чем знакомство с лучшими образцами культуры и искусства, что отражается на поведении. Не только образовательные круги больше не ставят классическое развитие личности во главу угла. Библиотеки сейчас нередко занимаются чем угодно, но только не библиотечной работой.
Когда культура и искусство занимали свое гордое место в развитом и благополучном обществе, идеалом считались буржуазное или гуманистическое просвещение и цельная многосторонняя личность, склонная к альтруизму.
Нынешний же идеал человека можно назвать прагматичным homo economicus.
Деятельность в сфере культуры или искусства должна окупаться или, по крайней мере, быть личным делом. В первом случае, интерес к культуре рассматривается как ивент, как развлечение и объект маркетинга.
Во втором случае, речь идет о личном хобби, у которого нет привилегированного статуса и которое можно поставить в один ряд с увлечением конвертами с рецептами или бадминтоном.
Возможно, следовало бы интересоваться и тем, как развиваются современные искусство и культура. Когда-то литература была голосом, толковавшим опыт и мечты целых слоев общества. Мартин Андерсен-Нексё (Martin Andersen Nexø) и Йеппе Окьер (Jeppe Aakjær) облекали в слова мечты, опыт и желания людей. В наши дни литература часто имеет дело с маргинализованным опытом, творческими экспериментами или же убийствами и напряженной атмосферой.
Анкер Йоргенсен и многие его современники считали важным следить за последними движениями в культуре и искусстве, поскольку они могли дать неоценимый урок о том, что значит быть человеком и в каком обществе мы живем. Для современных политиков и большей части общества больше нет необходимости в доступе к тем знаниям и тому опыту, что скрываются в искусстве.
Как и кронпринц, они предпочитают спорт и популярную музыку.
Как ни грустно это признавать, но когда ни основополагающие общественные институты, ни те, кто должен быть нашим лидером, не считают важными культуру и искусство, битва проиграна. Вероятно, мы, сами того не замечая, все со временем станем немного беднее. Смерть Анкера Йоргенсена ненадолго нам об этом напомнила.
Комментарии читателей:
«Если искусство достаточно интересно и художники достаточно хороши, то интерес к их работе появится автоматически. Как и в случае с остальной продукцией, спрос определяется соотношением потребительной стоимости продукта и цены. Никто не будет тратить время и ресурсы на плохой, бессмысленный и неинтересный продукт.
Кроме того, „культурная элита“ повсюду агитирует за точку зрения, которая находится в прямом конфликте с мнением общества. Художникам не идут на пользу заявления о симпатии к крайним левым радикалам (SF & EL), притом что они постоянно ищут экономической помощи именно от той части населения, которую сами критикуют и презирают.
Художники должны решить, кто они — артисты или идеологические агенты. Вне зависимости от выбора, им нужно зарабатывать себе на хлеб, так что пусть те, кто хочет получить их продукцию, платят».
«Искусство захвачено левыми демагогами с их пропагандой, низкой культурой, бездуховностью и подлостью. Особенно те, за кого платит правительство, достигают все новой цепенящей низости. Антинациональная пропаганда в 1864 году. Социал-демократическая пропаганда в Krøniken. Абсурдная грязь в живописи из Академии изобразительных искусств.
Когда мне нужны переживания в сфере культуры, я иду в Национальный музей искусств в Копенгагене и смотрю на золотой век. Он оставляет глубокий след в моем сознании. Бывает сложно снова выйти на улицу, на солнечный свет. После золотого века происходил постоянный регресс вплоть до замороженного болота отрицательной культуры. Все хуже и уродливее. Красота стала ругательством. А мы вынуждены оплачивать это налогами. Мы находимся в безжизненной культурной зиме. Только крики ворона раздирают воздух».