Этот вопрос регулярно встает, когда речь заходит о сборной Франции. Речь идет о самосознании и происхождении ее игроков. Интервью Карима Бензема испанской спортивной газете Marca 1 июня вновь разожгло эти споры, которые несколько стихли после назначения Дидье Дешама главным тренером в 2012 году. Причем случилось все в самый неподходящий момент, за считанные дни до начала «французского» Евро.
«Самоубийство в СМИ», «удар сзади», «неловкая попытка поднять тему расизма и выплыть на этой нездоровой волне…» Федерация футбола Франции с горечью встретила слова нападающего мадридского «Реала» (13 апреля тренер вычеркнул его из списков сборной из-за причастности к делу с секс-записью и шантажом другого игрока Матье Вальбуэны), заявившего, что «Дидье Дешам уступил давлению расистской части Франции».
Он напомнил о недавних успехах Национального фронта во Франции, но отметил, что не считает самого Дидье Дешама расистом. Как бы то ни было, поднятый им скандал стал ударом по подготовке сборной, которой и так пришлось иметь дело с целой чередой травм и уходов. «Я не вижу никакого расизма, — возразил на пресс-конференции нападающий команды Кингсли Коман. — Это все чушь».
Расистские письма
«К Дидье Дешаму не может быть никаких претензий, ФФФ принимает людей любого происхождения и веры», — ответил на обвинения президент федерации Ноэль Ле Граэ. 10 декабря 2015 года глава французского футбола заявил, что Бензема не сможет играть в сборной до урегулирования всех вопросов с правоохранительными органами, однако первым сообщил о существовании приходивших к нему в офис расистских писем.
«То было тяжелое время после терактов, — рассказал Ноэль Ле Граэ le Monde в апреле. — К нам приходили просто ужасные письма. Вроде: «Араба нужно выгнать, только так мы будем спокойны». Поэтому мне хотелось его защитить».
Ситуация с квотами
Возможность латентного расизма — чувствительный вопрос в футболе после нашумевшего дела о квотах, которое в прошлом стало ударом для ФФФ и главного тренера Лорана Блана.
В мае 2011 года Mediapart писал о прозвучавших на встрече с участием тренера заявлениях, в частности о политике квот в отношении молодых людей с двойным гражданством в центрах подготовки во Франции. Все это было на фоне распространения предрассудков о черных футболистах в сборной. Они перекликались с заявлениями философа Алена Финкелькраута израильской газете «Гаарец» в 2005 году: после погромов в пригородах он выразил беспокойство по поводу «состоящей из одних черных команды, над которой смеется вся Европа».
В 2014 году тренер «Бордо» Вилли Саньоль отметился стереотипными заявлениями об игроках африканского происхождения.
Все эти прецеденты (не говоря уже о скандале в Найзне во время Чемпионата мира 2010 года) легли в основу нынешней ситуации.
В начале апреля юморист Жамель Деббуз даже встречался с президентом ФФФ, чтобы убедить того пригласить Карима Бензема на Евро. Он опасался «плохого посыла», которым может стать его отстранение, и напирал на необходимость представленности молодежи из пригородов. Как бы то ни было, к нему не прислушались, а 30 мая он отметил в интервью France Football, что «Карим Бензема и Хатем Бен Арфа [его тоже не взяли] расплачиваются за социальную обстановку в современной Франции».
Несколькими днями ранее Эрик Кантона весьма туманно и путанно рассуждал в The Guardian о связи решений Дидье Дешама с магрибинскими корнями двух отстраненных игроков. В интервью Libération 2 июня он сказал следующее: «Бензема стал жертвой невероятных упрощений. Поэтому тут стараются не задавать вопросов».
Суть споров куда яснее: все упирается в национальное самосознание. В статье в Plein droit и Vacarme политолог Эмманюэль Бланшар отмечает, что «сборная Франции стала объектом всевозможных домыслов по поводу ослабления патриотических чувств и навязчивого представления о людях с двойным гражданством, как о «предателях родины». В такой перспективе сборная является отражением общества. «С начала 2000-х годов французская команда рассматривается через призму расизма как внешними наблюдателями, так и самими участниками скандалов», — говорит он le Monde.
Бланшар привлекает внимание к низкой представленности футболистов североафриканского происхождения в сборной, отмечая, что с 1962 (независимость Алжира) по 1994 год (появление в команде Зинедина Зидана) единственным алжирцем в ее рядах был Омар Сахнун (1977-1978).
«Черно-бело-арабская Франция 1998 года — это миф», — уверяет эксперт. А нынешняя одержимость политиков патриотизмом и примерностью игроков — всего лишь другая сторона вопроса.