Мир переживает момент такого расшатывания и разлада, какого не бывало давно. И это отражается на самом турнире. Во время ЧЕ 2016 в Великобритании состоится референдум на тему членства в ЕС. «Брексит» стал бы, несомненно, политическим потрясением для всей Европы, а, возможно, и мира. Старый континент терзает также миграционный кризис и кризис идентичности, не ушел в прошлое кризис еврозоны. Кроме того Европе, в первую очередь Западной, угрожает все более свирепый исламский терроризм.
Почти все вышеперечисленные проблемы как в увеличительном стекле видны у хозяйки турнира, Франции. Расколотое французское общество живет не чемпионатом, а забастовками, беспорядками и протестными акциями левых объединений против изменений в трудовом законодательстве, а одновременно опасается повторения ноябрьских терактов «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.) в Париже. Политическая и общественная атмосфера в этой стране царит мрачная и напряженная. За океаном, кто бы ни победил на выборах президента США, грядут большие перемены. Ясно одно: выиграет несерьезный кандидат или кандидатка. И неизвестно, в каком направлении он поведет крупнейшую державу мира, которая борется со своими проблемами, зачастую, впрочем, напоминающими европейские (например, терроризм).
Угрозу, исходящую от стоящей на перепутье путинской России, французы и западные европейцы ощущают (в отличие от нас) в меньшей степени, однако, на ЧЕ 2016 российские болельщики выразительно о ней напомнили. Ситуация на Ближнем Востоке выглядит такой опасной, какой не была много лет. Это второй в истории футбольный турнир, очутившийся в центре циклона. Предыдущий был в 1982 году в Испании.
Тень ядерного гриба
В этой стране незадолго до чемпионата мира произошла неудачная попытка военного переворота. Уверенности в том, что принятый после смерти генерала Франсиско Франко демократический курс будет продолжен, не было, а испанское общество было разделено. Мир в первой половине 1980-х находился, возможно, ближе всего к войне между США и СССР, между НАТО и Организацией Варшавского договора. Вашингтон под предводительством решительного Рональда Рейгана не был склонен прощать, а в Москве размышляли, кто возьмет верх: сторонники столкновения с Западом или приверженцы эволюционных перемен. Шло советское вторжение в Афганистан, американцы поддерживали врагов СССР по всему миру, западные страны бойкотировали московскую Олимпиаду в 1980 году.
Инциденты с участием российских самолетов или подводных лодок, которые множатся сейчас, происходили и тогда, только американцы не оставались у СССР в долгу.
В свою очередь Польша, как известно, погрузилась во мрак военного положения после того, как хунта Ярузельского подавила революцию «Солидарности». Никто не мог сосредоточиться на футболе, а польской сборной, готовясь к чемпионату, пришлось тренироваться в спартанских условиях, вдобавок никто на Западе не хотел проводить с поляками спарринги.
Ливан и Фолклендские острова
Сейчас в Сирии идет гражданская война, ощущается угроза от ИГИЛ, а во время чемпионата 1982 года израильские войска вошли в раздираемый гражданской войной. Ливан. Израильское вторжение не остановило конфликт, а положил начало новой, еще более кровавой его фазе. Боевики из этого региона и террористические группы, пользовавшиеся поддержкой Ливии, Сирии и Ирана устраивали кровавые теракты в Европе и не только там. Добавим еще, что за год с небольшим до чемпионата произошло покушение на папу Иоанна Павла II, которое инспирировало КГБ. Совершивший покушение турецкий террорист Мехмет Али Агджа обучался в Сирии. Это дополняет картину того, как выглядел мир в начале 80-х.
Весной 1982 года, буквально перед чемпионатом, началась война Великобритании и находящейся под управлением кровавой хунты Аргентины за небольшие лежащие в Атлантическом океане Фолклендские острова. Война очень странная (потому что она не была столкновением государств, находящихся по разные стороны железного занавеса), однако абсолютно серьезная: в ней погибли несколько тысяч военных, причем жертв с аргентинской стороны было в несколько раз больше. Команды из Великобритании (Англия, Шотландия, Северная Ирландия) и сборная Аргентины принимали участие в испанском чемпионате. К счастью, им не пришлось встречаться на поле.
Вновь 24 участника
На заключительном этапе чемпионата мира в тот год впервые появилось 24 участника, по такой формуле впервые проходит и нынешний европейский чемпионат. Как и сейчас было много жалоб, что из-за этого на турнир попало много слабых команд. Однако оказалось, что каждый экзотический участник выложился по полной и сыграл хотя бы один хороший матч. Некоторые, как Камерун или Гондурас, ушли в историю, нагнав страху на фаворитов. С тех пор в Европе стали относиться к футболистам из стран Третьего мира серьезнее.
В Испанию приехала также сборная Сальвадора — бедной страны, которая тогда ассоциировалась с гражданской войной между жестокой антикоммунистической хунтой и столь же жестокими ультралевыми повстанцами. Болельщики всего мира рыдали, смотря, как Венгрия выигрывает у Сальвадора со счетом 10:1. Но в следующих матчах эта страна не осрамилась, сыграв 1:0 с сильной тогда Бельгией и чемпионом мира 1978 года Аргентиной, в составе которой был юный Диего Марадона. А венгры… не вышли из группы.
Можно вспомнить еще эпопею Алжира, который выбросили из Турнира Австрия и Германия: братские немецкоязычные государства разыграли, судя по всему, договорной матч. Или странные и забавные истории вроде появления на поле арабского шейха на матче Франция— Кувейт (4:1). Богач, видимо, хотел подкупить судью и французов. Это, впрочем, символичная картинка: спустя годы шейхи из стран Персидского залива на самом деле начали скупать европейский футбол.
Конечно, свои большие истории писали и великие. Самыми великими оказались итальянцы, ставшие победителями турнира, и их форвард Паоло Росси (Paolo Rossi). Французы ворвались тогда в футбольный авангард со своим лидером Мишелем Платини. Путь в финал им преградили немцы из ФРГ, победив в большом полуфинале (3:3 в основное время) по пенальти. Немецкий вратарь Харальд Шумахер (Harald Schumacher) в столкновении один на один нокаутировал французского игрока Баттистона (Patrick Battiston), который попал потом в больницу. Немец получил только желтую карточку. Если бы не это событие, кто знает, как сложился бы этот матч.
Или Бразилия, у которой, по мнению экспертов и большинства зрителей, была тогда одна из лучших команд за всю историю с Сократесом (Sócrates Brasileiro Sampaio de Souza Vieira de Oliveira), Зико (Arthur Antunes Coimbra), Фалькао (Paulo Roberto Falcão) и Эдером (Eder Aleixo de Assis). Все восхищались их игрой. Но они потерпели поражение в матче за выход в полуфинал — от итальянцев. Шок и печаль: в Бразилии и за ее пределами… Перед этим итальянцы и бразильцы отправили домой Аргентину, углубив травму этой страны от поражения в войне за Фолклендские острова (спустя год в Аргентине рухнула диктатура). Марадона завершил свое участие в чемпионате красной карточкой.
Бонек вчера и сегодня
Мы получили месяц огромной радости посередине мрака военного положения. Кто знает, возможно, поляки позволили бы окончательно себя сломить, если бы не тот успех, на пути к которому мы поспособствовали тому, что сборная СССР не вышла из своей группы (кстати, костяк той команды составляли украинцы, грузины, армянин и татарин).
На нашу команду, которую вели вперед Збигнев Бонек (Zbigniew Boniek), Юзеф Млынарчик (Józef Młynarczyk), Влодзимеж Смолярек (Włodzimierz Smolarek), Гжегож Лято (Grzegorz Lato) никто не ставил. В ней были как более зрелые игроки, так и неизвестная (исключение представлял Бонек) за пределами Польши молодежь. После слабого старта команда неожиданно выстрелила и дошла до полуфинала, но в нем Бонек сыграть не смог, так как получил на турнире две желтые карточки и пропускал матч. В полуфинале мы проиграли будущему чемпиону мира. Но как бы все вышло, если бы лучший польский бомбардир оказался на поле?
Сейчас Збигнев Бонек, возглавляющий Польский футбольный союз, служит связующим звеном между той эпохой и современностью, как и участие в чемпионате соборных Северной Ирландии, Австрии или Венгрии, которых мы давно не видели. В свою очередь Адам Навалка (Adam Nawałka) (тренер мужской сборной Польши по футболу с 2013 года, — прим.пер.) не смог сыграть в Испании, а его многообещающую карьеру остановили травмы. Но он был представителем того же поколения, что и обладатели третьего места на испанском чемпионате.
В Испании в 1982 году в итоге победил футбол. Мир стоял на краю пропасти, но удержался от падения. Это не значит, что воцарился мир и вечное счастье. Но мировая война не разразилась, а через несколько лет начались изменения к лучшему, рухнул коммунизм, ушли разные диктаторы, наступила более мирная эпоха, что заставило многих поверить в конец истории. Однако история не закончилась, и в 2016 году мир вновь оказался на краю пропасти. Что будет на этот раз?