Если первой частью шедевра, вышедшей на экраны тремя годами ранее, Сталин был доволен, то ее продолжение, работа над которым в тот момент еще не была окончена, ему не понравилось: в нем изображалось превращение царя в параноика и кровожадного безумца.
В соответствии с расшифровкой встречи Эйзенштейн преимущественно молчал, а Сталин читал ему лекцию по истории. В одиозном в дальнейшем комментарии советский лидер сказал Эйзенштейну, что Иван Грозный на самом деле был «великим и мудрым правителем». Сталинские приспешники Вячеслав Молотов и Андрей Жданов, также присутствовавшие на встрече, кивали в знак согласия.
Вторая часть фильма Эйзенштейна «Иван Грозный» была выпущена лишь через девять лет — после смерти и Сталина, и режиссера.
Сталин был первым лидером в российской истории, превозносившим тирана XVI века. После его смерти это мнение снова стало считаться маргинальным среди историков.
До нынешнего времени. В путинской России звезда Ивана Грозного засветила вновь.
На прошлой неделе власти Орла, города, расположенного примерно в 360 км к югу от Москвы, представили первый в мире памятник первому русскому царю, правившему железной рукой с 1547 по 1584 годы.
Памятник изображает Ивана Грозного верхом на лошади со всеми царскими регалиями, мечом в одной руке, крестом — в другой. Монумент стоит в самом сердце центра города напротив Богоявленского собора XVII века на возвышенности, разделяющей реки Орлик и Оку.
На церемонии открытия присутствовали группы националистов, казаков и православных активистов, многие из них были одеты в военную униформу или в черное. У одних в руках были флаги, у других — иконы. По случаю мероприятия выступали российские народные танцевальные коллективы.
Список приглашенных был настоящим справочником российских националистов, старейшин православной церкви, известных сторонников Путина и правительственных чиновников. Со своими речами выступили губернатор Орловской области Вадим Потомский, глава пропутинского байкерского движения «Ночные волки» Александр Залдостанов, схиархимандрит Илий, пожилой православный священник и личный духовник главы РПЦ. Министр культуры Владимир Мединский отправил письмо, которое было прочитано вслух перед собравшимися.
В монументе не содержится никаких намеков на жестокость, ассоциирующуюся с царем, которого обвиняли в убийстве собственного сына в приступе гнева, ослеплении архитектора Собора Василия Блаженного в Москве, в управлении страной при помощи террора, в том числе узаконенных массовых убийств.
Памятники всегда становились предметом яростных споров в России, где символизм статуй и мемориальных табличек почти нераздельно связан с природой возводящего или сносящего их режима.
Придя к власти в 1917 году, большевики уничтожили сотни памятников царского времени, поставив вместо них монументы героям коммунизма. Когда к власти пришел Никита Хрущев, он снес памятники своего предшественника в ходе процесса «десталинизации». Конец коммунизма в 1990-х годах сопровождался сносом многочисленных памятников советского времени.
Практика возведения и сноса памятников продолжается и по сей день. В условиях растущего в России авторитаризма возрождается прославление Сталина, а последние годы стали плодотворной основой для возвращения бюстов советского лидера. В соседней Украине одним из символов проевропейской революции 2014 года стал снос памятников Ленина.
«[C памятником Ивана Грозного] связано много политики», — говорит Андрей Минаков, директор Орловского исторического музея. «Реальность того, что он сделал, управляя страной, в отрыве от его личных качеств, может кому-то казаться привлекательной».
Неизбежное и, возможно, намеренное сравнение проводится с Путиным, который гордится тем, что он централизовал и усилил российское государство, находясь более 15 лет в высших эшелонах политической власти. При Путине также расцвел национализм, особенно после конфликта 2014 года с Западом в связи с аннексией Крыма и войной на востоке Украины.
Желающие воскресить наследие Ивана Грозного говорят о похожих достижениях. Иван Грозный завоевал Казанское ханство, аннексировал Астраханское ханство, вел долгую, жесткую борьбу с европейскими силами в Балтийском регионе и определил границы современного централизованного российского государства. Он также создал первую в России регулярную армию.
Некоторые российские чиновники не стесняясь проводят параллели между этими двумя лидерами.
«У нас великий, самый мощный президент, который заставил весь мир уважать Россию, как это в свое время сделал Иван Васильевич Грозный», — сказал губернатор Орловской области гостям церемонии открытия.
На общественной лекции об Иване Грозном ранее в октябре министр культуры Мединский утверждал, что историки слишком сильно опираются на критические источники о царе, многие из которых написаны европейцами. Западные комментаторы XVI века, утверждает он, намеренно опорочили имя царя в рамках «информационной войны», примерно так же, как западные СМИ пытаются очернить имя Путина сегодня.
Многие в Орле проводят такие же параллели. В один из солнечных дней проходящие мимо местные жители в основном выражают положительное мнение о памятнике.
«Мне очень нравится: прекрасно, что его поставили в Орле. Это царь, который спас Россию», — говорит один прохожий. «Это замечательный русский герой», — считает другой прохожий, представившийся Сергеем.
«Иван Грозный был щитом против западного тоталитаризма. Если бы он не победил своих врагов в войне с литовцами… у нас был бы геноцид и западные ценности», — сказал Али Наибов, проходивший мимо памятника со своим маленьким сыном.
Однако памятник вызвал ряд разногласий, даже некоторые государственные СМИ позволили себе выступить с критикой против него. В Орле небольшая группа активистов выступила с инициативой против монумента, организовав публичные пикеты и мобилизовав поддержку при помощи онлайн-петиций.
79-летний физик-пенсионер профессор Юрий Малютин подал иск к местным властям за незаконную установку памятника на месте, которое, на его взгляд, находится под охраной из-за его археологической ценности.
«Я живу в этом городе, мне все здесь дорого. После меня здесь останутся внуки, правнуки, как и у всех остальных, когда дело касается нашего культурного наследия, важно привить им слова „беречь“ и „сохранить“», — сказал он в интервью в перерыве последних судебных слушаний.
Если говорить о более страшных вещах, другая активистка, Наталия Голенкова, рассказывает, что на нее напали однажды вечером в августе по пути домой: нападающий предупредил ее, чтобы она перестала выступать с инициативами против памятника. Полиция, говорит она, отказалась серьезно воспринимать случившееся, после чего женщина покинула страну.
«Является ли памятник признаком закручивания гаек и возвращения в Средневековье? Не знаю, но боюсь, что происходит именно это», — признается Голенкова в интервью по Skype. «Тираны любят других тиранов», — говорит она.