Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто кому «экспортирует» революции?

Как на Украине и в России будут отмечать столетие «Октября».

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкКолонна солдат идет с транспарантом по Никольской улице
Колонна солдат идет с транспарантом по Никольской улице
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Историческая политика в России давно перестала быть средством изучения своей истории. Зато любую дату или историческое лицо принято рассматривать исключительно через призму интересов сегодняшних. Однако 2017 год должен стать для людей, которые отвечают за эту сферу в российской властной верхушке, настоящим вызовом.

Историческая политика в России давно перестала быть средством изучения и чествования своей истории. Зато любую дату или историческое лицо принято рассматривать исключительно через призму интересов сегодняшних — через призму пропаганды, геополитики, манипулирования общественным мнением. Однако 2017 год должен стать для людей, которые отвечают за эту сферу в российской властной верхушке, настоящим вызовом.

На днях Путин подписал распоряжение о праздновании «столетия революции 1917 года в России». О том, что скрывается за такой расплывчатой формулировкой, а также о вызовах, которые этот «юбилей» ставит перед Украиной, — в комментариях экспертов «Дня».

«В России тема революции и контрреволюции стала инструментом управления общественным мнением»

Семен Новопрудский, независимый журналист, Москва:

— На самом деле, за этим поручением видится, прежде всего, две вещи. Во-первых, сакральная боязнь революций, что, конечно, с одной стороны определяет в значительной степени российскую политику.  Во-вторых, подготовка к президентским выборам. Думаю, что в Администрации российского президента дают себе отчет в том, что для значительного количества российских граждан, которые являются отчасти электоратом КПРФ, ЛДПР и «Единой России», революция по-прежнему остается важным событием. И причем для многих из них, с положительным оттенком.

Кроме того, мне кажется, что для власти можно разыграть идею национального примирения. Условно говоря, за этим просматривается попытка помирить «белых» с «красными» и считать историю России чем-то целостным. Чествование октябрьской революции дает возможность власти попытаться на официальном уровне, с помощью каких-то конференций, политических заявлений о почтении всех ее жертв и слов, что с одной стороны она принесла много жертв, а с другой, что это было хорошее событие задать свою повестку дня.

Если бы вообще не было никакой реакции властей, то нашлись бы какие-то политические силы, которые сказали, как вы не заметили такого события.

И это, кстати, довольно характерно для Путина — перехватывать повестку в любых политических сил, и пытаться выдать ее за свою.

На самом деле, вряд ли можно говорить, что российская власть опасается повторения этих событий в буквальном смысле. Другое дело, что в России тема революции и контрреволюции стала разменной политической картой, инструментом управления общественным мнением.

Очень любопытно будет посмотреть, какой будет риторика и вообще, что будет в ходе этих мероприятий. Пока же  нет никакой внятной повестки, как будет праздноваться столетие революции. Сейчас можно сказать, что власти попытаются в ходе этих празднований вписать как-то революцию в нынешнюю историю страны.

«Революция была одна на весь 1917 год — Февральская»

Станислав Кульчицкий, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом истории Украины 20 — 30-х гг. ХХ в. Института истории Украины НАН Украины:

— Я знаю русскую революцию, которая началась в феврале (в марте по новому стилю), — Февральскую революцию, но я уже не знаю великую Октябрьскую революцию. Это скорее был контрреволюционный левый переворот. Был правый переворот, но неудачный — Корнилова. И был левый переворот — удачный. А революция была одна на весь 1917 год. И она закончилась в январе 1918 года разгоном Учредительного собрания. Потому что в феврале 1917 года (или в марте по новому стилю) главным требованием революции было свержение самодержавия и созыв Учредительного собрания, которые дадут народу новое правительство, новую программу и демократическое развитие. Так мы считаем. А что считает Путин?— очень интересно. В формулировке, которая звучит в распоряжении Путина (документ называется «Распоряжение о подготовке и проведении мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года в России». — прим. ред.), отсутствует идеологическая нагрузка. Действительно, была в 1917 году революция. А какая революция?— буржуазно-демократическая, пролетарская, народная, Февральская, Октябрьская — этого нет.

У нас уже давно есть указ Президента Порошенко о подготовке к 100-летнему юбилею Украинской революции. Эта Украинская революция фактически началась тоже в марте 1917 года образованием Центральной Рады, которая потом и образовала в процессе развития Украинскую Народную Республику, подавленную большевиками. Вот мы это и будем отмечать. Но, понятное дело, что Украинская революция возникла не на пустом месте, а была частью единой русской революции. Той революции, которая ознаменовалась свержением самодержавия. Мы будем отмечать 100-летие Украинской революции. Как это будет корреспондировать с тем, что делает Россия, я не знаю.

Дело в том, что современная путинская Россия одинаково относится и к белым, и к красным. И к Деникину, Ленину, если брать основные действующие лица. Это видно и в российской символике, потому что мелодия гимна Советского Союза, с одной стороны, а с другой — дореволюционный трехцветный государственный флаг, плюс еще военно-морской флаг — Андреевский, тоже дореволюционный. То есть используется государственная символика и советская, и, так сказать, антисоветская. На таком идеологическом плюрализме строится вся современная российская история. Это, конечно, что-то шизофреническое, но это имеет свое прагматичное значение. Потому что в России некоторые люди настроены антибольшевистски, некоторые — прокоммунистически. И, чтобы они не воевали друг с другом, а вместе все «боролись за современную российскую государственность», допущен такой идеологический плюрализм.

«Можно предположить, что московские политтехнологи готовят нам на 2017-й год классовое противостояние»

Лариса Ившина, главный редактор газеты «День»:

— Они унаследовали все типы государственности: Москва — Третий Рим, наследница Руси; у них — и Иван Грозный, и Петр Первый, и Сталин — все хорошие, но лучше всех, конечно, — живой Владимир. Они хотят создать образ непрерывной государственности — некий «тысячелетний Рейх». А нам набросить все типы «Руины».

Единственное, что им мешает в реализации этого проекта — Украина, которая «блуждает в трех соснах», и никак не определится, что ей делать со своим государством. И вот они думают, а почему бы не подбросить им еще одну революцию. Октябрьская ж, по-сути, была в Петербурге, мы лишь получили «ударную волну» от нее потом. И я не сомневаюсь в том, что московские политтехнологи готовят нам на 2017-й год классовое противостояние. Мало того, что наши сами рады стараться: дорвались, и принимают такой «бюджет», который плодит массовую бедность. А затем выходят какие-либо «атаманши Маруси» и натравливают на тех, кто запутался в е-декларациях, людей… А далее по «Бесам» Достоевского…

Поэтому нужно быть очень внимательными и взвешенными: прежде чем делать шаг, хотя бы три минуты подумать о последствиях… Тогда, я думаю, мы имеем шанс как-то «проскочить». 17-й год — год Петуха на бронетранспортере — должен быть как образ отпугивающий для того, чтобы помнить другого петуха — «хлебосольного», хозяина дома… Трудно не реагировать на несправедливость и политические игрища, но нам нужна сегодня выдержка.