Историческая политика в России давно перестала быть средством изучения и чествования своей истории. Зато любую дату или историческое лицо принято рассматривать исключительно через призму интересов сегодняшних — через призму пропаганды, геополитики, манипулирования общественным мнением. Однако 2017 год должен стать для людей, которые отвечают за эту сферу в российской властной верхушке, настоящим вызовом.
На днях Путин подписал распоряжение о праздновании «столетия революции 1917 года в России». О том, что скрывается за такой расплывчатой формулировкой, а также о вызовах, которые этот «юбилей» ставит перед Украиной, — в комментариях экспертов «Дня».
«В России тема революции и контрреволюции стала инструментом управления общественным мнением»
Семен Новопрудский, независимый журналист, Москва:
— На самом деле, за этим поручением видится, прежде всего, две вещи. Во-первых, сакральная боязнь революций, что, конечно, с одной стороны определяет в значительной степени российскую политику. Во-вторых, подготовка к президентским выборам. Думаю, что в Администрации российского президента дают себе отчет в том, что для значительного количества российских граждан, которые являются отчасти электоратом КПРФ, ЛДПР и «Единой России», революция по-прежнему остается важным событием. И причем для многих из них, с положительным оттенком.
Если бы вообще не было никакой реакции властей, то нашлись бы какие-то политические силы, которые сказали, как вы не заметили такого события.
И это, кстати, довольно характерно для Путина — перехватывать повестку в любых политических сил, и пытаться выдать ее за свою.
На самом деле, вряд ли можно говорить, что российская власть опасается повторения этих событий в буквальном смысле. Другое дело, что в России тема революции и контрреволюции стала разменной политической картой, инструментом управления общественным мнением.
Очень любопытно будет посмотреть, какой будет риторика и вообще, что будет в ходе этих мероприятий. Пока же нет никакой внятной повестки, как будет праздноваться столетие революции. Сейчас можно сказать, что власти попытаются в ходе этих празднований вписать как-то революцию в нынешнюю историю страны.
«Революция была одна на весь 1917 год — Февральская»
Станислав Кульчицкий, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом истории Украины 20 — 30-х гг. ХХ в. Института истории Украины НАН Украины:
— Я знаю русскую революцию, которая началась в феврале (в марте по новому стилю), — Февральскую революцию, но я уже не знаю великую Октябрьскую революцию. Это скорее был контрреволюционный левый переворот. Был правый переворот, но неудачный — Корнилова. И был левый переворот — удачный. А революция была одна на весь 1917 год. И она закончилась в январе 1918 года разгоном Учредительного собрания. Потому что в феврале 1917 года (или в марте по новому стилю) главным требованием революции было свержение самодержавия и созыв Учредительного собрания, которые дадут народу новое правительство, новую программу и демократическое развитие. Так мы считаем. А что считает Путин?— очень интересно. В формулировке, которая звучит в распоряжении Путина (документ называется «Распоряжение о подготовке и проведении мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года в России». — прим. ред.), отсутствует идеологическая нагрузка. Действительно, была в 1917 году революция. А какая революция?— буржуазно-демократическая, пролетарская, народная, Февральская, Октябрьская — этого нет.
У нас уже давно есть указ Президента Порошенко о подготовке к 100-летнему юбилею Украинской революции. Эта Украинская революция фактически началась тоже в марте 1917 года образованием Центральной Рады, которая потом и образовала в процессе развития Украинскую Народную Республику, подавленную большевиками. Вот мы это и будем отмечать. Но, понятное дело, что Украинская революция возникла не на пустом месте, а была частью единой русской революции. Той революции, которая ознаменовалась свержением самодержавия. Мы будем отмечать 100-летие Украинской революции. Как это будет корреспондировать с тем, что делает Россия, я не знаю.
Дело в том, что современная путинская Россия одинаково относится и к белым, и к красным. И к Деникину, Ленину, если брать основные действующие лица. Это видно и в российской символике, потому что мелодия гимна Советского Союза, с одной стороны, а с другой — дореволюционный трехцветный государственный флаг, плюс еще военно-морской флаг — Андреевский, тоже дореволюционный. То есть используется государственная символика и советская, и, так сказать, антисоветская. На таком идеологическом плюрализме строится вся современная российская история. Это, конечно, что-то шизофреническое, но это имеет свое прагматичное значение. Потому что в России некоторые люди настроены антибольшевистски, некоторые — прокоммунистически. И, чтобы они не воевали друг с другом, а вместе все «боролись за современную российскую государственность», допущен такой идеологический плюрализм.
«Можно предположить, что московские политтехнологи готовят нам на 2017-й год классовое противостояние»
Лариса Ившина, главный редактор газеты «День»:
— Они унаследовали все типы государственности: Москва — Третий Рим, наследница Руси; у них — и Иван Грозный, и Петр Первый, и Сталин — все хорошие, но лучше всех, конечно, — живой Владимир. Они хотят создать образ непрерывной государственности — некий «тысячелетний Рейх». А нам набросить все типы «Руины».
Единственное, что им мешает в реализации этого проекта — Украина, которая «блуждает в трех соснах», и никак не определится, что ей делать со своим государством. И вот они думают, а почему бы не подбросить им еще одну революцию. Октябрьская ж, по-сути, была в Петербурге, мы лишь получили «ударную волну» от нее потом. И я не сомневаюсь в том, что московские политтехнологи готовят нам на 2017-й год классовое противостояние. Мало того, что наши сами рады стараться: дорвались, и принимают такой «бюджет», который плодит массовую бедность. А затем выходят какие-либо «атаманши Маруси» и натравливают на тех, кто запутался в е-декларациях, людей… А далее по «Бесам» Достоевского…
Поэтому нужно быть очень внимательными и взвешенными: прежде чем делать шаг, хотя бы три минуты подумать о последствиях… Тогда, я думаю, мы имеем шанс как-то «проскочить». 17-й год — год Петуха на бронетранспортере — должен быть как образ отпугивающий для того, чтобы помнить другого петуха — «хлебосольного», хозяина дома… Трудно не реагировать на несправедливость и политические игрища, но нам нужна сегодня выдержка.