«Белоруссия, ничего не прибавив в политическом весе, в одночасье потеряла все экономические выгоды, — отмечает эксперт „Нашего мнения“ (20.12). — Белоруссия, вступив в Таможенный союз, совершила, как предполагалось, взаимовыгодную сделку со своими партнерами, а теперь засомневалась в этой очевидности. Гарантированные по определению барыши стали проблематичными. В одном и том же правовом поле все союзные государства имеют не только общие, но и свои собственные интересы, их экономики различаются по существу, по масштабу, по роли и месту в сложившейся на данном пространстве схеме общественного разделения труда».
«В Новый год — без ЕАЭС!», — под таким заголовком политолог газеты «Новы час» (22.12) рассуждал о ходе интеграции и пришел к выводу: «от различных „интеграций“ у нас больше вреда, чем пользы. Эти проекты попросту не работают».
«Неравные цены на газ — незаметная „бомба“ под ЕАЭС», — таково заключение экономического обозревателя газеты «Белрынок» (21.12). Жесткая позиция официального Минска в вопросах цены на газ объясняется неистовым желанием поддержать конкурентоспособность отечественных предприятий на главном для них рынке — российском. В свою очередь неуступчивость Москвы по этому вопросу усилит лоббистские настроения в Белоруссии по закрытию национального рынка от конкурентов. Подобные нестыковки интересов союзников по евразийской интеграции будут и далее расшатывать и без того непрочную конструкцию евразийского союза.
Реакция Кремля, который не взял под защиту «прижатых белорусскими силовиками „адептов русского мира“», работающих на информационное агентство «Регнум», стала предметом анализа агентства Naviny.by (20.12): «Весь этот каскад примирительных заявлений дипломата можно расценить как симптомы того, что и на нефтегазовом, и на продовольственном, и на других фронтах непростых отношений между Москвой и Минском нащупываются компромиссы. Да, сколь бы ни были партнеры раздражены друг другом, они обречены на подобные, пусть и шаткие, компромиссы. Белорусская экономика капитально сидит на российской энергетической игле, нуждается в московских кредитах. А Кремлю Белоруссия нужна как союзница, стратегический плацдарм. В общем, друг от друга никуда не деться. К тому же в следующем году Кремль уже погрузится в подготовку к президентским выборам, которые пройдут, скорее всего, в марте 2018-го. Накануне столь ответственной кампании Путину (вне зависимости от того, будет ли он баллотироваться) вряд ли нужны осложнения на белорусском направлении».
Протест белорусского МИДа на неосторожные высказывания российского генерала Леонида Решетникова о белорусском языке и государственности это — «сигнал Кремлю», подчеркнул политолог Naviny.by (22.12). «Младшая сестра» снова показала зубки. Снова, — потому что демарш против заявлений директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) де-факто стоит в одном ряду с недавним нашумевшим задержанием белорусским Следственным комитетом трех здешних авторов российского агентства «Регнум». До поры до времени власти суверенной Белоруссии на публичные проявления великодержавной спеси смотрели сквозь пальцы. А теперь вот — заело.
И дело тут, кажется, не столько в приливе национальной гордости, сколько в вещах приземленных, считает политолог. Весь год тянется нефтегазовый конфликт, его развязка пока в тумане, тем временем белорусская казна теряет валюту, поскольку наши НПЗ посажены Москвой на голодный паек. Та же Москва попридержала третий транш кредита Евразийского фонда стабилизации и развития. В подобных ситуациях Александр Лукашенко часто идет на обострение скандала. Если же в целом брать информационную и идеологическую сферы, то белорусское руководство и здесь оказалось в капкане «братской интеграции».
Политолог «Беларускай праўды»(22.12), также обративший внимание на протест МИДа в связи с высказываниями Леонида Решетникова, высказал мнение, что «развитие отношений Белоруссии с Россией идет к глубокому кризису. Выглядит так, что российская сторона целенаправленно готовит своих граждан к возможному конфликту с Белоруссий». Политолог считает, что властям Белоруссии «надо готовиться к самому жесткому сценарию».
Подводя итоги работы внешнеполитического ведомства Белоруссии в уходящем году, обозреватель Naviny.by (25.12) отметил, что «Европа согласилась снизить планку требований к белорусскому режиму». «В целом же нынешнее развитие событий на европейском направлении белорусские власти по большому счету устраивает. Вместе с тем ощущения необратимости и долговременности происходящего сближения пока нет. Во-первых, нынешняя политика европейских структур во многом обусловлена поведением Белоруссии в российско-украинской конфронтации. Во-вторых, многое будет зависеть от состояния отношений между ЕС и Россией. В случае их ухудшения Кремль наверняка потребует выполнения „союзнического долга“, и крайне сомнительно, что белорусскому руководству удастся отстоять право на собственную политику».