Россия и Турция завершили серию авиаударов по целям группировки ИГ (запрещенная в России террористическая организация – прим. ред.) на территории Сирии, сообщила Khorasan (26.01). Авиаудары наносились ВКС России и ВВС Турции в окрестностях города Аль-Баб, в ходе которых было уничтожено три командных пункта группировки, ряд наземных укреплений, а также нанесен урон живой силе боевиков. Как подчеркнула газета, в российско-турецких боевых операциях были задействованы с российской стороны «те самые» Су-24 и многоцелевые истребители F-16 — с турецкой, которые были участниками ноябрьского инцидента 2015 года. По сообщениям Минобороны РФ, продолжает издание, итоги совместных российско-турецких боевых вылетов можно признать успешными.
Важной составляющей сирийского конфликта являются формирования, состоящие из курдов, напомнила Khorasan (28.01) позднее, подчеркнув, что Россия отрицает якобы предлагавшиеся ею проекты некоего Сирийского Курдистана. Об этом, в частности, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в ответ на сообщения некоторых СМИ о том, что Россия внесла в предложенный ею проект новой конституции САР, якобы, предложения по курдской автономии.
Издание отметило, что, согласно словам представителя внешнеполитического ведомства, предложенный российской стороной проект новой конституции, обсуждавшийся на переговорах в Астане, — только лишь «жест доброй воли», направленный на то, чтобы обозначить пути для урегулирования конфликта, а не навязывать сирийцами какие-либо формы государственного устройства. Последний вопрос, по убеждению Москвы, — дело исключительно сирийцев. Но при этом важно, чтобы проекты конституции для Сирии и дебаты вокруг нее не привели к новому витку напряженности и новым столкновениям в этой стране, процитировало заявление Захаровой издание.
Resalat (26.01) назвала некоторые расхождения в ходе переговоров по Сирии в Астане между Россией, Турцией и Ираном делом «естественным». «Бывает, что и братья в одном доме ссорятся меж собой, что уж говорить о государствах», — привела газета высказывание источника из российского МИДа, с которым беседовало иранское информагентство Fars. Ссылаясь на заявление того же источника, Resalat продолжила, что Москва считает присутствие за столом переговоров в Астане американских представителей проявлением «гибкости», но и Иран имеет право на возражения против присутствия на переговорах представителей США.
Как бы то ни было, но в беседе с Fars источник обещал, что «при любых раскладах в Астане» Иран в противостоянии с США не останется один и может всегда рассчитывать на поддержку Москвы, если Трампу «вдруг придет в голову» нарушить обязательства по ядерному соглашению с ИРИ, отметила газета.
В более поздней публикации консервативная Resalat (28.01) отметила главную причину, по которой Иран не желал видеть за столом переговоров в Астане представителей США: США и их главные союзники в регионе, среди которых Катар, Саудовская Аравия и Турция, «слишком долго» считались силой, которая препятствовала эффективному противостоянию терроризму в Сирии. В то же время инициативы России, Турции и Ирана по проведению межсирийских переговоров, прошедших 23-24 января, можно расценить как успешные, «в отличие от предыдущего, женевского опыта», подчеркнула газета — ведь площадка Астаны собрала впервые за одним столом представителей правительства САР и оппозиции.
Профессор Института Ирана и Евразии Махмуд Шури (Mahmood Shoori) в беседе с авторитетной Ettelaat (01.02) рассуждал о том, почему американо-российские переговоры по Сирии «вдруг» сменились трехсторонними, то есть российско-турецко-иранскими, и действительно ли эти переговоры «трехсторонние». Прежде всего эксперт Ettelaat отметил, что Америка «по понятным причинам» сейчас временно отошла от этих переговоров, и Россия «логично» заняла в них главное место. Это естественно, так как у РФ как у члена Совбеза ООН куда больше возможностей и стратегических, и чисто оперативных, чем у двух ее партнеров по сирийским переговорам. Кроме того, Россия может взаимодействовать со многими участниками напрямую, в отличие от Ирана, — с сирийской оппозицией или же играющими роль в конфликте арабскими странами региона.
При этом у третьего участника переговоров, Ирана, появляется определенное беспокойство — он был равным партнером России, когда шла военная фаза конфликта, и нужно было больше взаимодействовать «на полях сражений». Теперь же Иран не хотел бы терять своего влияния и на «политической фазе» конфликта.
Что же до российско-турецкого взаимодействия по Сирии, то в регионе есть игроки, которым оно может навредить, и потому не ясно, «как далеко» оно зайдет в переговорном процессе. В любом случае переговоры пока продолжаются, говорит гость Ettelaat, обещая пристально следить за переговорным процессом и обязательно делиться с изданием своими наблюдениями.
Российско-американские отношения в связи с первыми контактами президента США Трампа с политическими лидерами разных стран мира широко обсуждаются в иранских изданиях. Информация из Белого дома о том, что «на самом деле» обсуждал в ходе телефонных бесед Трамп с ведущими европейскими лидерами, Олландом, Меркель, а также Путиным, крайне противоречива, утверждала Khorasan (27.01). Возможными сюжетами разные источники называли украинскую проблему, отмену антироссийских санкций, борьбу с терроризмом, а также участие России в боевых операциях в Сирии. При этом ясно одно: западноевропейские лидеры не устанут напоминать Трампу о своих «беспокойствах» в связи с Россией, и все «в одни голос» будут говорить, что еще не пришло время для отмены санкций.
Неясна позиция и самого Трампа, констатировала газета. Ранее он говорил о том, что отменит, по крайней мере, те, что были введены Обамой последними на якобы инициированные Кремлем кибератаки во время американских выборов. Сейчас поступает информация о намерении Трампа сделать эту тему предметом политического торга с Россией: он готов будет к пересмотру вопроса о санкциях, если и Россия «кое в чем» уступит Америке. Ясно, что даже если Трамп пойдет на шаги по отмене или частичному сокращению антироссийских санкций, то в Европе это встретят с неодобрением, убеждена Khorasan.
А у последнего президента СССР, который не мог не поделиться соображениями по российско-американским отношениям, мнение на этот счет, «как всегда, особое» — не без иронии продолжил тему другой автор того же издания (Khorasan, 27.01). Михаил Горбачев считает, что предотвращение ядерной войны должно стать главной темой, на которой следует сосредоточиться Путину и Трампу, а не Украина, не Сирия, не санкции, и даже не борьба с терроризмом. Экс-лидер советского государства напомнил, что Россия и Америка несут за это особую ответственность, так как в их руках — 90 % всего ядерного оружия в мире. Рекомендации российскому и американскому лидерам Горбачев сопровождал также критическими замечаниями по ситуации в Европе, где Россия и НАТО продолжают наращивать боевой потенциал и сосредотачивают свои вооруженные силы «все ближе друг к другу», что может создать ситуацию, когда до ядерной катастрофы «останется только шаг».
О прошедших телефонных переговорах лидеров России и США писала в передовице Resalat (30.01). Среди тем, обсуждавшихся на переговорах, газета особо отметила ситуацию с ядерной программой ИРИ, где Ирану обещана безусловная поддержка России, если Трамп «вдруг» откажется выполнять обязательства США по ядерному соглашению. Также сообщалось, что президенты двух сверхдержав выразили надежду на «счастливое будущее» российской и американской наций, пожелали друг другу успехов и обсудили перспективы личной встречи. В Белом доме, добавила редакция, посчитали возможным — по итогам переговоров — надеяться на новую «перезагрузку» российско-американских отношений.
В Кремле ощутили стремление Вашингтона к разрешению проблем, накопившихся в двусторонних отношениях, — так характеризовала итог переговоров глав России и США Donya-e Eqtesad (30.01). Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал причиной ухудшения российско-американских отношений последних лет «отсутствие уважения» и отметил, что о принципах взаимного уважения как основе для улучшения отношений, и говорили Путин и Трамп в ходе телефонной беседы.
Многие, продолжила газета, ожидали после завершения переговоров каких-то конкретных заявлений сторон о судьбе антироссийских санкций. Говорилось, что Белый Дом, условием для отмены санкций выдвигает сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Кремль прояснил ответ на этот вопрос, отметив, что тема сотрудничества в борьбе с терроризмом фактически и была основной в ходе разговора двух лидеров. При этом издание привело следующий комментарий Дмитрия Пескова: «Однако недопустимо, чтобы борьба с терроризмом, вещь сама по себе жизненно важная для всего мира, рассматривалась бы условием чего-либо».
В современном мире можно найти немного стран, которые, подобно России и Ирану, имеют историю постоянных дипломатических отношений, насчитывающую более чем 500 лет — пишет Donya-e Eqtesad (31.01), ссылаясь на заявление главы иранского МИДа. Главы МИДов двух стран, Мохаммад Джавад Зариф и Сергей Лавров, подготовили в ознаменование 515-летнего юбилея отношений России и Ирана торжественное послание, сообщает газета. «Достижения цивилизаций двух стран, опирающиеся на богатейшее историческое прошлое, велики, и подарили миру многих выдающихся деятелей», — заявил Зариф. При этом, отметила газета, он «не забыл» и о современном состоянии отношений и выразил надежду на то, что российско-иранские связи, бурно развивавшиеся в последние три десятилетия по многим направлениям, и далее будут только укрепляться, «благодаря наличию политической воли на самом высоком уровне».