Постоянно сталкиваясь с новыми проблемами, Европа выработать единый курс, с переменным успехом преодолевая возникающие на этом пути препятствия. Евросоюзу как никогда нужна стабильность, которая дала бы ему возможность укрепиться. Прежде всего, чтобы ответить на Брексит — самый крупный вызов, с которым столкнулся процесс евроинтеграции. Британское правительство уже готово воспользоваться 50 статьей Лиссабонского договора и начать процесс переговоров с Брюсселем о выходе Великобритании из ЕС. Это непростой процесс, который может продлиться как минимум два года.
В этой связи возникают новые вызовы, которые напрямую затрагивают прочность ЕС. Как и предсказывали, политическая безответственность, с которой подошли ко всему, что было связано с Брекситом, выливается в целый ряд внутренних проблем. Шотландские националисты требуют проведения нового референдума о независимости, хотя прошли всего три года с тех пор, как большинство населения высказалось за то, чтобы остаться в составе Объединенного королевства. А в нашей стране сторонники независимости Каталонии предпринимают усилия, чтобы отделиться от Испании, нарушая законодательство.
В силу исторических, культурных и юридических причин процессы, происходящие в Шотландии и Каталонии, не имеют между собой ничего общего. Но сторонники отделения Каталонии и Шотландии едины в своем намерении остаться в Евросоюзе. Именно поэтому Брюссель не может сидеть сложа руки и спокойно наблюдать за происходящим. Он должен активно действовать.
По этому поводу в законодательстве ЕС достаточно четко прописано, что любая территория, которая выходит из состава нынешних стран-членов Евросоюза, автоматически выходит и из ЕС. А для вступления в ЕС, отделившемуся региону придется подать заявку и пройти всю процедуру заново в соответствии с установленными нормами, а это долгий, медленный и сложный процесс. Пытаясь обмануть своих граждан, каталонские политики прибегают ко лжи и обещают им прямо противоположное.
Первый министр Шотландии Никола Старджен (Nicola Sturgeon) играет на чувствах шотландцев, требуя провести новый референдум по вопросу независимости от Объединенного королевства в 2018 году. При этом она ссылается на то, что если Шотландия отделится от Англии до завершения Брексита, то уже невозможно будет вывести Шотландию из состава ЕС.
Если не принимать в расчет лживые аргументы, как мы уже говорили, между процессами, происходящими в Каталонии и стране Басков, очень мало общего. Референдум о независимости в Каталонии является незаконным. Конституция Испании, как и других стран мира, не предусматривает подобных процедур. Для того, чтобы подобный референдум мог когда-либо состояться, необходимо парламентское большинство, уверенное в необходимости внесения изменений в Основной закон страны. А затем этот закон должен получить одобрение испанского народа, являющегося носителем национального суверенитета. То, что пытается сделать нынешний правящий класс Каталонии, представляет собой нарушение конституционного порядка и самый настоящий удар по демократии, о чем и заявили в воскресенье собравшиеся на митинг в Барселоне 15 тысяч каталонцев, выступая за свободу и нахождение в составе единого государства.
В Шотландии, действительно, состоялся референдум и сейчас идет речь о созыве нового. Все дело в том, что британское законодательство это допускает. В Объединенном королевстве нет Конституции. А закон об автономии Шотландии разрешает проведение подобных референдумов, которое должно быть согласовано между Лондоном и Эдинбургом до окончательного одобрения британским парламентом. В Каталонии хотят нарушить закон, в Шотландии его всегда соблюдали. Посмотрим, как выйдет Тереза Мэй из тупика, в котором она оказалась из-за Брексита. Но в любом случае Старджен должна прекратить делать лживые заверения относительно дальнейшего пребывания в составе ЕС. Это уж точно не входит в область ее компетенции.