На этой неделе норвежские СМИ подошли к проблеме санкций с неожиданной стороны. «Норвегия хорошо заработала на находящемся под санкциями российском банке, — пишет Independent Barents Observer. — За последний год стоимость доли Норвежского нефтяного фонда в Сбербанке выросла в два раза… В общей сложности фонду принадлежат акции 51 российской компании. По итогам 2016 года их суммарная стоимость составила 23,2 млрд крон (2,53 млрд евро). Это большой прирост по сравнению с 15,4 млрд крон в 2015 году, когда Норвегии принадлежали акции 56 компаний» (Independent Barents Observer, 17.03).
У шведского бизнеса не такие радужные перспективы в российской экономике. «После 10 лет сплошных проблем скончался „Российский Чернозем“», — пишет шведское деловое издание Affärsvärlden, публикуя на первой странице фото надгробного камня.
«Все начиналось летом 2007 года. Около 20 инвесторов направились в Воронеж. Это были представители шведских пенсионных фондов, управляющие активами, финансисты. Плодородная земля от Волги до украинской границы, называемая черноземом, вызвала большой интерес у спекулянтов… Ранее советник Ельцина Егор Гайдар считал, что устаревшее российское сельское хозяйство надо совсем уничтожить, а продовольствие закупать на деньги, полученные от торговли нефтью. Через 10 лет зарубежные компании получили возможность приобретать землю в России. Они надеялись превратить Россию в грандиозного экспортера зерна, как это было в начале ХХ века, до революции… Шведское предприятие „Российский Чернозем“ было в числе первых. Платить нужно было вначале всего 100–300 долларов за гектар, сотые доли от цены на землю в Западной Европе. Инвесторы надеялись, что цены начнут быстро расти, как только земля пойдет в обработку… Миллиард за миллиардом буквально закапывались в землю, но „Российский Чернозем“ так и не стал машиной для извлечения прибыли… Финансовый кризис, погода, войны и столкновение культур свели на нет все преимущества. Теперь компания ликвидируется, а то, что от нее осталось, продается семье Кукура — совладельцам „Лукойла“. Компания, IPO которой при размещении на бирже оценивалось в 5,9 миллиардов крон, отдается теперь российским покупателям за смешную цену в 1,5 миллиарда».
«Но они и этой цене рады, — говорит биржевой аналитик Густаф Ханссон (Gustaf Hansson), — с учетом положения, в котором оказалось предприятие, и отсутствия сейчас какого-либо интереса к российским активам» (Affärsvärlden, 15.03).
Скандинавский бизнес ищет и другие пути. Датский информационный концерн Berlingske сообщает о масштабной международной операции по отмыванию денег, в которой участвовали крупнейшие банки страны Danske Bank и Nordea (Berlingske, 20.03). Датское радио публикует схему, по которой работала «отмывочная машина», обозначив на ней «российский криминалитет» автоматом Калашникова (DR, 21.03). «Шведское Радио» добавляет подробности: «По данным нескольких СМИ, капиталы поступали от криминальных кругов в России и отмывались в двух банках в Молдавии и Латвии… Затем через Danske Bank и Nordea с помощью фиктивных компаний они поступали в «налоговые гавани»… Речь идет в общей сложности о сумме не менее 20 миллиардов долларов» (Sveriges Radio, 21.03).
Затем стало известно и о роли шведских компаний. «Все четыре крупнейших шведских банка принимали участие в отмывании денег, — пишет ведущая газета Швеции Dagens Nyheter. — В числе тех, к кому ведут следы — и промышленные предприятия, в частности, телекоммуникационный гигант Ericsson». Среди фигурировавших в деле 19 российских банков газета отдельно упоминает тот, где «в правлении заседал Игорь Путин — двоюродный брат российского президента» (Dagens Nyheter, 22.03).
На вопрос о том, как же это все произошло, Игорь Путин ответил датскому СМИ письменно, что «он ничего не знал», а когда «хорошо информированные источники представили мне истинное положение дел в банке, я решил уйти». «Вот так, сплошная коррупция, Путин, его семья и его друзья награбили миллиарды. Как это кто-то еще видит в России пример для подражания?..» (Ekstra Bladet, 21.03).
«Российское влияние» на выборы в Европе продолжает оставаться в поле зрения политиков и журналистов. При посещении Главного управления гражданской обороны (MSB) премьер-министр Швеции Стефан Лёвен (Stefan Löfven), в частности, сказал: «У нас нет причин не верить американцам [относительно данных о контактах предвыборного штаба Дональда Трампа с представителями России]. Россия упоминается во всех докладах, это всё они!.. Скоро у нас снова выборы — это основа открытой демократии… И мы позаботимся о том, чтобы это были шведские выборы, и ничьи другие! Уже идет работа в Министерстве обороны, полиции и службе безопасности. И я, как гражданин, тоже могу проявлять бдительность, чтобы отличить… факты от чьего-то влияния. Надо защищать нашу демократию». По сообщению директора управления Микаэля Тувессона (Mikael Tofvesson), «российские государственные СМИ постоянно накачивают негативные описания и распространяют неправильные данные, которые затем начинают циркулировать в социальных сетях; так дезинформация внедряется в шведское общество с черного хода» (Dagens Nyheter, 21.03).
Датская газета Jyllands-Posten сообщает об опасениях жителей Эстонии в связи с предстоящим размещением в стране подразделений НАТО. «Их надо научить вести себя… Не надо мочиться на местные достопримечательности — говорят, что на Балтике они так и делают. Не надо бить и оскорблять местное население… И Боже их упаси заигрывать с женщинами, что натовские солдаты и офицеры за границей с удовольствием практикуют!», — пишет Илья Харламов, комментатор эстонского сетевого издания Sputnik, финансируемого из Москвы Газета рассматривает эту заметку как «пропагандистские усилия России» (Jyllands-Posten, 21.03).
Independent Barents Observer сообщает о предстоящем визите в Архангельск двух «северных президентов» — Гудни Т. Йоханнессона, Исландия, и Саули Ниинистё, Финляндия, где они «примут участие в экспертном обсуждении проблем Арктики вместе с президентом Путиным» на форуме «Арктика — территория диалога» (29–30 марта). «Норвегия и Дания пришлют министров иностранных дел — Бёрге Бренде (Børge Brende) и Андерса Самуэльсена (Anders Samuelsen) — впервые со времени аннексии Крыма Москвой они посетят Россию. Норвегия и Дания заморозили контакты с Россией на высоком уровне после марта 2014 года. С тех пор обе страны искали возможности для оттепели в отношениях с Москвой».
Для президента Исландии Гудни Т. Йоханнессона (Guðni Th. Jóhannesson) участие в форуме, о котором ранее сообщало исландское государственное агентство RÚV (04.03), станет одним из первых международных мероприятий на своем посту, который он занял 1 августа 2016 года.
На своем официальном сайте он, в частности, упоминает о встречах предыдущего президента Оулавюра Рагнара Гримссона (Ólafur Ragnar Grímsson) с президентом Путиным и его отношении к России. «На международных встречах президент Гримссон 43% своего времени уделял обсуждению вопросов, касающихся Арктики», — с одобрением пишет государственное агентство новостей RÚV (11.08).
Одновременно шведский таблоид Aftonbladet цитирует посла России в Норвегии Теймураза Рамишвили: «Не будет больше мирной Арктики», если «территория Норвегии станет частью ракетной программы НАТО». На вопрос, «а поддерживает ли Москва его высказывания», посол, по данным СМИ, ответил: «Мне поддержка не нужна. Я знаю, как думает Москва — на то я и есть посол и представитель президента!». Такой тон посла, взятый всего через четыре месяца после его прибытия на новое место службы, несколько озадачил скандинавские СМИ. Он же, нимало не смущаясь, продолжал: «Так и задумано — говоря честно, России и Норвегии давно пора потрясти друг друга!» Закончил же интервью посол Рамишвили высказыванием о том, что «президент Путин очень классный!» (Aftonbladet, 19.03).
Запрет на въезд в Россию редактору издания Independent Barents Observer Томасу Нильсену (Thomas Nilsen) побудил норвежский Союз журналистов обратился в Европейскую конвенцию по правам человека, а также в Совет Европы, который зарегистрировал этот случай 13 марта (Independent Barents Observer, 15.03). При этом региональное издание iFinnmark напоминает, что не только в России действует запрет на въезд для журналистов, ссылаясь на случай Дмитрия Киселева, который попал в санкционные списки ЕС и Норвегии (iFinnmark, 15.03).
Высылка из страны не мешает Томасу Нильсену регулярно обновлять страницу своего СМИ на русском языке. В частности, Independent Barents Observer пишет: «В Архангельске к приезду Путина сносят бараки — некогда возводить потёмкинскую деревню на проспекте Ломоносова, по которому проедет президентский кортеж. Два ветхих многоквартирных дома решили не занавешивать, а просто снести, сообщил агентству Flashnord источник в городской администрации» (Independent Barents Observer, 20.03).
Хорошо информированное СМИ сообщает и о том, что «Петрозаводский городской суд 9 марта продлил срок содержания под стражей обвиняемому в изготовлении порнографии историку Юрию Дмитриеву… В „Мемориале“ считают, что задержание произведено властями с целью дискредитации организации. По мнению члена правления Сергея Кривенко, эта история может быть провокацией… Петицию в поддержку Дмитриева на 21 марта подписало 7598 человек» (Independent Barents Observer, 21.03).