Страна Нельсона Манделы переживает один из самых серьезных политических кризисов с окончания апартеида. Напряженность стала результатом депрессии, которая поразила сильнейшую экономику Африки. Но куда же уходят корни кризиса?
Все началось с растущего противодействия президенту Джейкобу Зуме в партии власти «Африканский национальный конгресс» и правительстве. Разногласия вышли на всеобщее обозрение 30 марта в связи с масштабными перестановками в правительстве. В отставку были отправлены около десяти министров, в том числе и уважаемый глава Минфина Правин Гордхан (Pravin Gordhan). Тот уже не первый месяц находится в состоянии конфликта с Джейкобом Зумой, и окружение президента обвиняло его в «заговоре» против ЮАР на основании неких «документов» спецслужб, которые в результате оказались фальшивкой. Замена министра соратником Зумы повлекла за собой финансово-политическую бурю, тем более что все было объявлено посреди ночи и без предварительных консультаций.
«Я сказал президенту, что не согласен с ним», — подчеркнул вице-президент Сирил Рамафоса (Cyril Ramaphosа). «Это в куда меньшей степени решение на благо страны, чем чисто политическое решение для спасения интересов Зумы», — заявил в прессе член исполнительного комитета АНК Джоэл Нетшитенз (Joel Netshitenzhe). Рынок сразу же отреагировал на случившееся падением курса южноафриканского рэнда, чье положение и так оставляло желать лучшего. Кроме того, агентства Standard & Poor's и Fitch снизили рейтинг страны до «спекулятивного» уровня. Зума в свою очередь сохранил новое правительство, подчеркнув, что намеревается изменить экономическую политику страны для более эффективной борьбы с бедностью (от нее все еще страдает половина населения). Прозвучало это неубедительно. Призывы к его отставке все громче звучат как среди оппозиции, так и бывших сторонников. 12 апреля не менее 100 тысяч человек вышли на улицы Претории, чтобы потребовать ухода президента. Это редкое для ЮАР массовое движение собрало в себе самые разные группы, однако власть никак не прокомментировала его появление. После предыдущей демонстрации 10 апреля Джейкоб Зума назвал протестующих «расистами». Его слова спровоцировали новый всплеск полемики. Парламентская оппозиция в лице Демократического альянса воспользовалась случаем, чтобы вынести на рассмотрение вотум недоверия. Как бы то ни было, Джейкоб Зума цепляется за власть и утверждает, что не собирается подавать в отставку.
В АНК на самом деле возник раскол? Может ли он сместить Зуму?
Протестное движение, без сомнения, захватило и партию Нельсона Манделы. «Все это уходит корнями в прошлое, в уход бывшего президента Табо Мбеки, который был отправлен в отставку АНК в 2008 году не без давления Зумы. И этот раскол все еще дает о себе знать», — отмечает эксперт по Африке Марианн Северен (Marianne Sévérin). Эксперты вроде Ричарда Калланда (Richard Calland) из Кейптаунского университета подчеркивают, что АНК всегда раздирали противоречия: «Эта партия создавалась для борьбы, борьбы с апартеидом. Поэтому она объединяла и все еще объединяет самых разных людей. Одни придерживаются ультралевых, а другие более либеральных взглядов». Стремление сместить Зуму исходит от наиболее радикальных кругов. Влиятельный Конгресс южноафриканских профсоюзов и Компартия ЮАР (союзники АНК) открыто призывают к отставке Зумы. В числе диссидентов также оказались вице-президент Табо Мбеки, что стало тяжелым ударом для сторонников власти. Похожие мысли возникают и у некоторых депутатов, особенно после неудач АНК на муниципальных выборах в августе 2016 года: партия потеряла почти 8%, и в Йоханнесбурге ей на пятки наступают соперники.
Как бы то ни было, президент тоже может рассчитывать на мощные источники поддержки в АНК, и в частности в Молодежной лиге и Женской лиге. Кроме того, вопреки сформированному ему образу, Зума обладает немалым тактическим талантом и смог оказать давление на парламентариев. Бывший глава разведки АНК времен борьбы не растерял старых навыков. Южноафриканские газеты пишут о его предложениях или даже угрозах в адрес депутатов, которые зачастую сильно зависят от АНК. В результате голоса большинства несогласных стихли, а мятежники вернулись в строй. В таких условиях и с учетом широкого большинства АНК в парламенте (249 мест из 400) вотум недоверия представляется маловероятным, тем более что голосование ведется открыто, поднятием руки. Демократический альянс понимает проблему и поэтому потребовал тайного голосования, а также обратился по этому поводу в суд. Пока что рассмотрение отложили на несколько дней до вынесения решения судьей.
Почему события сегодня набирают обороты?
Кроме того, ситуация лишь еще больше подчеркивает вопиющее неравенство в обществе. В некоторых гетто до сих пор нет воды и электричества (хотя АНК стоит у власти уже 20 лет), и недовольство растет. Многим людям удается выжить лишь благодаря социальным пособиям, выплаты которых за последние месяцы стали нестабильными. К тому же, это еще больше усиливает восприимчивость людей к коррупционным скандалам, особенно на локальном уровне. Показная роскошь обеспеченных классов обостряет социальную напряженность и радикальные настроения. Хотя за последние годы в стране появилась черная буржуазия и множество эффективных программ интеграции черных в общество, образ богатых все еще неразрывно связан с белыми.
В чем заключается недовольство Зумой?
Все можно описать одним словом: меркантилизм. С приходом к власти в 2009 году он записал на свой счет целый ряд финансовых скандалов. Бурление страстей вокруг его частной фирмы отравляло атмосферу в течение нескольких лет. Президента обвиняли в том, что он заказал строительные работы в собственном имуществе на 15 миллионов евро за счет налогоплательщиков, по официальной версии, «по соображениям безопасности». Как бы то ни было, разоблачения о появлении у него бассейна и вертолетной площадки опровергли все эти оправдания.
В конце марта судья принял в его отношении жесткое постановление, подчеркнув, что глава государства «не выполнил свой долг по защите и соблюдению конституции», и обязал его возместить часть затрат. Зума в конечном итоге заплатил 500 тысяч евро. Выявленные связи между президентом и семьей бизнесменов Гупта оказались для него еще более неприятной новостью. Пресса в последнее время пестрит разоблачениями в клиентелизме, который позволял Зуме и Гупта грабить страну. Что еще серьезнее, критики утверждают, что эта семья даже влияет на принятие политических решений вплоть до назначения высокопоставленных чиновников (об этом говорил один из министров). Помимо Джейкоба Зумы скандал охватил нескольких его близких политических соратников, что еще больше подорвало доверие к нему. И тот факт, что в коррупционных делах оказываются замешанными другие политики, в том числе противники президента, ничего не меняет.