Иногда демократия приносит странные плоды. Так, например, две трети избирателей проголосовали фактически за иностранного диктатора, который нейтрализовал оппозицию в своей стране и подчинил все СМИ. И это несмотря на то, что сами они живут в функционирующем правовом государстве и не должны бояться давления со стороны правительства.
Имеется в виду не результат референдума о новой конституции для Турции, за который по официальным данным проголосовало 63% турецких избирателей в Германии. Скорее речь идет о парламентских выборах в Чехословацкой республике, которые состоялись 19 мая 1935 года. 68% судетских немцев, немецких жителей, прежде всего чешских пограничных регионов с Германией и Австрией, проголосовали тогда за судето-немецкую партию (СДП), возглавляемую Конрадом Генлейном (Konrad Henlein).
СДП по существу была зарубежной организацией НСДАП Адольфа Гитлера. Она косвенно финансировалась немецким государством через организацию Volksbund für das Deutschtum im Ausland. В интересы Гитлера входила дестабилизация Чехословацкой республики, которая после его прихода к власти в 1933 году приняла многих эмигрантов.
Судетские немцы были меньшинством в этнически разделенной стране. Но все же ЧСР, без сомнения, являлась демократическим правовым государством с политической оппозицией, функционирующими СМИ и независимыми судами.
По другую сторону границы, в Германии, уже в 1935 году ничего из этого не существовало. «Национал-социалистическая революция» смела казалось бы стабильные опоры Веймарской республики после пожара в здании рейхстага вечером 27 февраля 1933 года, к которому нацисты не имели никакого отношения, но который они виртуозно использовали. Радио и газеты были вынуждены подчиняться приказам Йозефа Геббельса, суды рекордными темпами были приведены к линии правительства, оппозиция была изгнана или заключена в тюрьму.
Обо всем этом знали избиратели из числа судетских немцев — и, несмотря на это, проголосовали в 1935 году за СДП. Судето-немецкие социал-демократы набрали лишь 17%, христианско-консервативная партия не набрала и 10%. Почему?
«Сильный человек» Гитлер был принят судетскими немцами
Решающей причиной была мощная пропаганда, которую вела СДП Генлейна при поддержке из Германии. Ни одна партия не могла организовать так много митингов, распространить такое количество листовок и брошюр. Тон пропаганды был всегда агрессивным, направленным против чешского большинства населения ЧСР, которое обвинялось в систематическом притеснении немецкого меньшинства.
Также важным было настроение, которое передавалось из Германии. Конфронтационный тон, которого Гитлер придерживался при общении со всеми соседними государствами, принес ему одобрение. Наконец-то появился «сильный человек», который просто отвергал мелкие придирки Лиги наций и ее сложные правила. Который, просто не обращая внимания на потери, полемизировал и игнорировал договоры. Который перестроил государство по своему представлению и тем самым добился очевидных успехов.
В-третьих, определенную роль сыграло то, что положение судето-немецкого меньшинства действительно ухудшилось в предыдущие годы. Сельские регионы, в которых в основном жили судетские немцы, хуже оправились от мирового экономического кризиса, чем этнически чешские и словацкие части страны, в которых имелась современная промышленность, например, крупные заводы Skoda или машиностроение ЧКД (CKD).
Следствием стали экономические проблемы судетских немцев: в 1936 году из в среднем 846 тысяч безработных в ЧСР 535 тысяч приходились на немецкое меньшинство. Интеграция меньшинств в госаппарат сокращалась. До основания ЧСР в конце Первой мировой войны в государственном аппарате входящих тогда в состав двуединой монархии Австро-Венгрии стран Чехии и Моравии однозначно преобладало немецкоязычное меньшинство.
С 1919 года до 60 тысяч мест в госорганах отошли чешскоязычным служащим. В сфере юриспруденции и государственного управления судетские немцы имели долю значительно ниже их квот относительно населения, и даже в сфере образования этот показатель был едва достигнут.
В конце 20-х годов этот сдвиг начал выравниваться. Но политическая радикализация в Германии в 1930 году с уверенной победой НСДАП с восьмикратным перевесом голосов привела к изменению курса: дисбаланс снова возрос.
Немецкие конфликты на чешской территории
С 1933 года бежавшие и изгнанные из Германии противники национал-социализма приносили конфликты со своей родины в ЧСР. Многим чехам не нравилось, что их страна все больше воспринималась как база немецкой оппозиции; они не хотели иметь ничего общего с этими конфликтами.
Это была чересполосица, которая 19 мая 1935 года привела СДП к большому успеху на выборах. Но Конраду Генлейну и его наставнику Гитлеру этого было недостаточно. Верный фразе, сформулированной сразу на первой странице «Майн Кампфа» «одна кровь — одно государство», Третий рейх все сильнее ужесточал свою античехословацкую политику.
Поэтому в 1938 году Гитлер хотел даже развязать войну, танки Вермахта стояли наготове. Но крупные державы Франция и Великобритания дали слабину и признали в Мюнхенском соглашении, что судето-немецкие области должны быть переданы Третьему рейху. Но это не удовлетворило аппетит диктатора Гитлера, а лишь укрепило его в его конфронтационном курсе. Последствия известны.