Большая ливанская делегация, состоящая из 50 членов государственного и частного сектора, находится с визитом в России с целью развития экономических отношений между двумя странами. Тем не менее, основной целью визита является привлечение российских инвестиций в ливанскую экономику. Действительно ли Россия станет вкладывать деньги в Ливан, или эта поездка закончится тем же, чем и все предшествующие?
Со времени официального визита ливанской делегации в Россию прошло два года. Тогда говорили о развитии российско-ливанских отношений путем стимулирования торговли, туризма и инвестиций. Но печальная реальность такова, что тот визит, несмотря на заявленный успех, оказался не в состоянии перевести бумажные соглашения в реальные дела. Основные причины этого связывают с санкциями, введенными в отношении России, и с ухудшением политической ситуации и проблемами безопасности Ливана.
Сегодня ливанская делегация возвращается в другом составе, но заявляет те же цели: теперь она декларирует административные послабления для движения бизнеса. Запускаемые ливанской делегацией положительные сигналы в области российских инвестиций в Ливан поразительны. Здесь напрашивается вопрос о том, что действительно заинтересовало Москву, и какие сектора ливанской экономики могут представлять интерес для российских предпринимателей и компаний?
Что касается банковского сектора, то известно, что региональной платформой для российских финансов является Кипр. Пока не ясно, существуют ли какие-либо изменения в стратегической установке Москвы на данном направлении. Так что можно сказать, что возможность сотрудничества между ливанскими и российскими секторами откладывается, особенно учитывая западные санкции, затрагивающие наиболее важные российские банки. На уровне обрабатывающего производства, мы видим, что сирийский рынок будет больше привлекать российских компаний. В частности, реконструкция Сирии станет основой для выбора компаний между Ливаном и Сирией. Именно экспорт российского железа и дерева в Сирию станет прекрасной возможностью для российской экономики. И, возможно, за этим последует создание обрабатывающих заводов в этой отрасли в Сирии.
Отсюда мы приходим к выводу, что конкуренция между Ливаном и Сирией за иностранные инвестиции (независимо от их происхождения) очевидна. Ключевую роль в данном вопросе играет вопрос послевоенного восстановления Сирии. Сейчас Росия готовит почву для прихода на сирийские рынки.
На политическом уровне мы видим, что Россия негативно оценивает ситуацию с обеспечением безопасности российских туристов, особенно в условиях ее погружения в сирийскую трясину. Таким образом, действует ясное предписание от российских властей к своим гражданам направляться не в Ливан, а в такие страны, как Кипр и Турция.
Отсюда мы видим, что ливанские чиновники возлагают большие надежды на российские инвестиции, хотя и четкого обоснования этих надежд нет.
Однако все же, есть ли способность у России вкладывать в другие страны? Мы постараемся ответить на этот вопрос объективно, привлекая язык цифр.
С марта 2014 Россия живет года под тяжестью экономических санкций со стороны Запада в результате аннексии полуострова Крым. Соединенные Штаты были пионером в этом вопросе. США ввели повлиявшие на нефтегазовый сектор санкции, которые составляют половину российского валового внутреннего продукта. Это было сделано с целью ослабления экономического потенциала России и недопущения осуществления любых будущих военных проектов. Санкции запрещают американским нефтяным компаниям передавать технологии в Россию, а также импортировать газ и нефть из этой страны. Введен запрет на предоставление американскими банками долгосрочных кредитов в российскую нефтяную отрасль.
Европейские банки последовали примеру американских банков в принятых ими мерах. Это привело к тому, что Россия потеряла огромные инвестиции, которые стали покидать страну на фоне падения курса российского рубля. Цифры показывают, что прямые иностранные инвестиции в Россию значительно снизились в 2015 году по сравнению с 2014 годом. Объем прямых иностранных инвестиций сократился с 64 миллиардов долларов в 2014 году до 28 миллиардов долларов в 2015 году. Примечательно, что экономика России упала на 3,7%. Это только подтверждает экономическое высказывание «нет инвестиций — нет роста».
В декабре 2016 года Европейский союз проголосовал за принятие решения о продлении европейских санкций против России на следующие шесть месяцев (до 31 июля 2017 года). ЕС упредил тем самым американское решение. Европейцы боялись, что американский президент Трамп пойдет на снятие санкций с России. Страх был связан с распространением в СМИ информации о российском вмешательстве в американские выборы в пользу Трампа. Если мы примем во внимание исторические данные по прямым иностранным инвестициям в Россию, мы видим, что Россия нуждается в инвестициях в размере до 27% от ВВП, в то время как сегодня они далеки от этой цифры.
Россия пытается преодолеть эти санкции путем создания новых партнерских отношений с несколькими странами Азии во главе с Китаем, государствами Юго-Восточной Азии, Турцией, Сирией и переходом на национальные валюты во взаимных расчетах в торговле вместо доллара США. Многие из стран региона рассчитывают на укрепление этого партнерства, которое принесет пользу как им, так и России. С этой точки зрения, можно сказать, что имеет место быть неправильное прочтение российской ситуации ливанской делегацией, которая рассчитывает на большее, чем Россия может предложить Ливану, и обещает России больше, чем Ливан может ей дать.