В 2017 году военные расходы Парижа превысят военные расходы Москвы. Учитывая резкое сокращение российских расходов в этой области и неблагоприятную экономическую ситуацию, можно с уверенностью сказать, что боевая готовность России не так высока, как кажется.
Atlantico: Россия серьезно сократила военные расходы, несмотря на демонстрацию военной силы в Сирии. Расходы России меньше расходов США в десять раз и почти такие же, как у Франции. В этой связи, не переоцениваем ли мы боевые способности Кремля?
Ален Родье (Alain Rodier): Чтобы быть точным, согласно докладу Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) опубликованному 24 апреля 2017 года, общая цифра военных мировых расходов в 2016 году в процентном соотношении составила 36% в США, 13% в Китае и 4,1% в России. Совокупные цифры по Франции, Германии и Великобритании достигают 8,6%- а это в два раза больше!
Спецслужбы всегда очень любили сравнивать численность состава и количество военного оборудования (военный баланс). Я не могу отказать себе в удовольствии поупражняться с цифрами, тем более что они являются приблизительными.
Для начала речь пойдет о людях. Население стран НАТО составляет 917 миллионов человек, из которых 317 миллионов — американцы и 142 миллиона — русские. На деле основное количество солдат набирается среди народов этих стран. Таким образом, ресурсы западных стран гораздо выше, чем у России.
На военной службе НАТО находятся 3,6 миллионов мужчин (и женщин), из которых 1,5 миллиона человек — американцы, против 800 тысяч человек у русских. В плане авиации НАТО насчитывает 5,9 тысяч боевых самолетов, из которых 3,5 тысяч американские против 1,9 тысяч у русских.
ВМС США насчитывает 10 авианосцев, не считая вертолетоносцев, в то время как в распоряжении Москвы — всего один, стоящий в сухом доке уже довольно долгое время. В распоряжении НАТО находятся примерно 6 тысяч боевых танков, из которых 2,3 тысяч принадлежат американцам против 2,8 тысяч у русских.
Единственна область, в которой существует паритет, — это ядерное оружие. У американцев есть 1,481 тысяч ядерных боеголовок против 1,735 тысяч у русских. Этого достаточно чтобы уничтожить нашу планету несколько раз. Конечно, эти цифры не включают в себя все элементы, в частности пригодность оборудования, которое чаще всего составляет всего 50% от общего числа, боеспособность и опыт различных игроков.
— Что является источником такого преувеличения военных возможностей России? Кем эта информация больше всего поддерживается и с какой целью?
Франция, сначала немного, а потом уже серьезно, начала сомневаться в их заявлениях, анализируя афганский конфликт под началом Красной армии. Собранные Францией данные показывали, что красивая российская военная техника не была такой эффективной, как предполагалось.
Но вопрос на ваш ответ находится в речи произнесенной президентом Эйзенхауэром 17 января 1961 в конце его второго срока: «Мы должны остерегаться неоправданного, намеренного или ненамеренного влияния военно-промышленного комплекса. Потенциал опасного роста его неоправданной власти существует и будет существовать. Нам не следует принимать что-либо на веру. Лишь бдительное и информированное гражданское общество может настоять на разумном сочетании огромной индустриальной и военной машины с нашими мирными методами и целями, с тем, чтобы безопасность и свобода могли совместно процветать». К сожалению, он уже тогда предвидел, что именно будут развивать американские неоконсерваторы, к которым впоследствии присоединятся их европейские коллеги. Стоит обратить внимание, что такие люди есть и среди республиканцев и среди демократов и, что в Европе деление на правых и левых не играет никакой роли. Там тоже в обоих лагерях есть неоконсерваторы.
— По вашему мнению, с какими проблемами придется столкнуться России, и к какой цели она движется, учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию в стране?
— Проблемы в экономике, сопоставимые с уровнем экономических проблем в Италии, вынуждают Москву сделать выбор, который ударит по военному потенциалу, несмотря на пропаганду в соцсетях. Это сказывается на программах модернизации, которые систематически пересматриваются и на них выделяется все меньше денег.
Однако их стратегические возможности в географическом плане — гораздо более скромные по сравнению с Вашингтоном. У России всего 12 военных баз за рубежом, а у Америки — 800!
Итак, цель России состоит в том, чтобы просто пощекотать нервы странам НАТО. Но у России больше нет тех возможностей, которые у нее были во времена Варшавского договора. С военной точки зрения Россия — уже не та, что во времена холодной войны. Зато Россия переходит к «гибридным» конфликтам, зная, что сейчас можно вести войны не только с помощью боевой техники.