Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тяжелая поступь России вновь заставляет ощущать ее влияние на сцене международных отношений. Но это возвращение происходит с использованием не только мирных методов. Напряженность России в отношениях с Грузией, Украиной и другими странами региона мешает сотрудничеству в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества. Удастся ли Анкаре договорится с Москвой?

22 мая начался саммит по случаю 25-й годовщины создания Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Эта инициатива — один из важных прорывов Турции во внешней политике. Но сложно сказать, что эти усилия породили желаемые результаты. Перед ОЧЭС стоит ряд препятствий.


Активная внешняя политика Турции, построенная на проявлении близкого интереса к странам, расположенным по соседству с ней, и содействии миру и стабильности в окружающем регионе, вопреки общему мнению возникла не в начале XXI века, а в конце XX века. Причиной потребности в ней был распад Советского Союза.


За последние 25 лет на сцене международных отношений произошли такие шокирующие события, что о том, насколько большой эффект распад Советского Союза произвел на систему, часто забывают. Тем не менее это событие послужило причиной для более кардинальных изменений, чем даже произошедшая через десять лет катастрофа с башнями-близнецами, а также арабские восстания спустя 20 лет.


Прежде всего изменилась структура и динамика отношений Восток — Запад. Все страны, которые раньше были членами Варшавского договора, кроме Советского Союза, — сегодня члены НАТО. Как и Литва, Эстония и Латвия, которые были частью Советского Союза. Эта ситуация повлекла за собой даже комментарии о том, что холодную войну проиграла Россия.


За последние 25 лет Россия взяла себя в руки, и сейчас ее тяжелая поступь вновь заставляет ощущать ее влияние на сцене международных отношений. Проблема в том, что это возвращение происходит с использованием не только мирных методов. А Турция испытывает грусть по поводу того, что ее важные прорывы, инициированные 25 лет назад, не достигли желаемого успеха.


За инициативой создания ОЧЭС в 1992 году стоит понимание внешней политики, опирающееся на отказ от проведения разграничений между соседями, равноправное отношение ко всем игрокам и веру в то, что все они вносят конструктивный вклад в обеспечение мира и стабильности. Так, Турция, полагая, что Черноморский регион неотделим от Кавказа, наряду с Грузией без какой-либо дискриминации пригласила в ОЧЭС Армению и Азербайджан, примыкающие к региону.


Более того, Турция предвидела, что в будущем ОЧЭС будет лидером процесса, который эволюционирует в сторону интеграции с ЕС и НАТО в регионе, и сделала такое же приглашение Греции, которая не имеет никакого отношения к Черному морю и является членом ЕС и НАТО.


ОЧЭС — не политическая организация, не организация по безопасности. С момента своего создания она нацелена на укрепление деловых, торговых отношений между странами-членами и взаимопонимания между народами стран-членов путем обеспечения социального, культурного и экономического сближения.


Эта ситуация первоначально была важным прорывом для стран бывшего коммунистического блока, которые не обладали свободной рыночной экономикой и в этой сфере нуждались в опыте такой страны, как Турция. Предполагалось, что развитие отношений в этих сферах сыграет немаловажную роль в преодолении политической напряженности, которая может возникнуть между странами-членами.


ОЧЭС, как обычно бывает во многих многосторонних организациях такого рода, создала Парламентскую ассамблею (ПАЧЭС). Со временем ПАЧЭС подготовила основу для обсуждения политических вопросов между делегациями на двустороннем уровне. Даже если не вырабатывается решение, это важно для построения диалога.


Наличие банка торговли и развития ОЧЭС должно быть обозначено как инициатива, которая будет служить целям организации. Штаб-квартира банка находится в Салониках.


Вместе с тем происходившие политические события породили результаты, которые препятствуют желаемому сближению ОЧЭС и ставят политические вопросы перед деловыми отношениями. Регион стал изобиловать нерешенными проблемами. Приднестровская проблема Молдовы, война между Украиной и Россией в 2014 году и аннексия Крыма со стороны России, развитие событий на востоке Украины в сторону сценария, похожего на молдавский. Вот лишь некоторые из этих проблем.


А на Кавказе главная нерешенная проблема — это проблема Нагорного Карабаха. Территории Азербайджана оккупированы Арменией. Аналогичным образом территориальная целостность Грузии тоже находится под угрозой из-за того, что в результате войны Грузии с Россией в 2008 году Абхазия и Южная Осетия провозгласили независимость.


В этих условиях многостороннему сотрудничеству, которое подразумевает ОЧЭС, мешает напряженность в отношениях Азербайджана и Армении, России и Грузии, России и Украины, России и Молдовы. Важнейшей причиной этих препятствий является Россия. Получается, что страной, которая так или иначе мешает сотрудничеству в Черном море и создает нерешенные проблемы, является Россия.


Никто не сможет утверждать, что этот вывод ошибочен. Но и точку зрения о том, что определенные условия подготовили все эти события, не нужно игнорировать. Наконец, не стоит забывать, что, несмотря на все эти проблемы, ОЧЭС — уникальное региональное образование, в рамках которого все эти страны смогут сесть за один стол с Россией. В таком случае необходимо полагать, что один из важнейших факторов решения лежит внутри этого объединения, и генерировать творческие идеи нужно, исходя из этого.


Политика, преследуемая Россией, действительно повысила напряженность и поляризацию в Черноморском регионе. Но на основе возможностей сотрудничества, которые создает ОЧЭС, можно также подготовить почву для постепенного преодоления этой напряженности.


Важнейший общий знаменатель России и Турции в Черном море, хотя они и не могут договориться по всем вопросам, — Конвенция Монтре и режим проливов, который она устанавливает. Ориентировать Россию на более открытое расположение к сотрудничеству возможно путем кооперативного, а не конфронтационного подхода.