Одно из преимуществ работы в вашингтонских мозговых трестах, занимающихся вопросами национальной безопасности, состоит в том, что моя детская страсть «играть в войну» не почила в бозе, а просто приняла другую форму. Но играя по-взрослому в военные игры и создавая модели действий разных стран в условиях кризисов, таких как вторжения, теракты и всеобщая ядерная война, я понимаю, что результаты этих действий могут быть откровенно ужасающими. Они также наглядно показывают то, что должно быть очевидно любому, кто изучал геополитику: альянсы — это важно.
Текущая обстановка в Европе, с которой президент Трамп столкнется лоб в лоб в четверг благодаря своему присутствию на важнейшем саммите НАТО, очень сильно смахивает на самые интенсивные и страшные военные игры, в которых я участвовал.
Например, в прошлом году в одном вашингтонском аналитическом центре собрались эксперты со всего мира, чтобы смоделировать ситуацию, в которой Россия осуществляет полномасштабное вторжение в прибалтийские страны. Результаты моделирования оказались шокирующими. Войска НАТО не смогли остановить наступление русских, а британское контрнаступление привело к тому, что они применили оперативно-тактическое ядерное оружие. Но когда ситуация начала становиться все интереснее и интереснее, игра закончилась. По правилам имитационного моделирования, разыгрывать можно только первые три дня конфликта. Так что как назло, три дня закончились как раз в тот момент, когда у нас началось нечто вроде Карибского кризиса, но намного хуже, если быть честным.
А может, это какая-то аномалия, отклонение? Может, начало ядерной войны это просто случайность? Испытывая острое желание увидеть, что произойдет дальше, мы спустя несколько недель повторили эту имитационную игру. На сей раз сценарий был рассчитан на семь дней; были другие участники, игравшие за разные страны, но результат оказался такой же. Было применено ядерное оружие — и первой его применила снова Россия.
Хорошо, что это была лишь игра. Тем не менее, это весьма полезное напоминание о том, почему напряженность в Европе между Североатлантическим альянсом и Россией по-прежнему очень серьезна, и почему предстоящий саммит НАТО имеет исключительное значение. Москва в ближайшее время вряд ли планирует вторгаться в Прибалтику и захватывать ее, однако проблемных точек между Россией и альянсом огромное множество, что вызывает серьезную тревогу. Это и напряженность в Прибалтике, и война на Украине, ставшая перманентной, и продолжающаяся гражданская война в Сирии. Поэтому хватит одной искры, чтобы возник вполне реальный кризис. А поскольку американские и российские войска находятся в непосредственной близости друг от друга, достаточно одному летчику слишком сильно приблизиться к своему коллеге, и это может вылиться в такую конфронтацию, какой не было со времен холодной войны.
Учитывая, что ставки чрезвычайно высоки, как было показано выше, и что угроза терроризма приобрела постоянный характер, о чем нам только что напомнили трагические события в Британии, новая администрация обязана сделать так, чтобы Североатлантический альянс оставался важнейшим приоритетом для Вашингтона при формировании им своей внешнеполитической программы. Предстоящий натовский саммит будет очень коротким, и поэтому важна каждая минута. Если говорить конкретно, то я бы дал президенту Трампу в Брюсселе три простых совета, которые не только сплотят альянс, но и усилят его.
Во-первых — и это самое простое — не навредить. Трамп включил саммит НАТО в программу своего первого зарубежного турне, демонстрируя таким образом намерение сделать альянс высшим приоритетом. Это само по себе немаловажное достижение. Но он может в одно мгновение уничтожить все это благорасположение, сделав какое-нибудь бредовое замечание или слетев с катушек (особенно если позволит себе какой-нибудь опрометчивый твит). Трампу нужно придерживаться тех тезисов, которые подготовила его команда, и не отходить от них ни на шаг. А это очень трудно…
Во-вторых, Трампу нужно заявить о своей безусловной поддержке альянса и полностью отказаться от завуалированных угроз выйти из состава НАТО в том случае, если он не добьется своего в вопросе военных расходов других стран-членов. И точка. Он должен настаивать, причем настаивать активно и настойчиво, чтобы страны-члены НАТО честно вносили свою лепту в копилку самого успешного военного альянса в истории. Но делать это Трамп должен более осмотрительно и дипломатично. Такими методами он добьется гораздо большего, чем угрозами.
И наконец, президент Дональд Трамп должен успокоить членов Североатлантического альянса, которые боятся, что он намерен задабривать Москву в ущерб им и НАТО. Возникает такое впечатление, что на сегодня у администрации отсутствует пространство для маневра, и она не в состоянии заключать какие бы то ни было сделки с Россией. Однако Трамп должен предельно ясно заявить о том, что сдерживание реваншистских устремлений России будет для него высшим приоритетом и главной задачей. Президент должен подчеркнуть, что не потерпит никакого вмешательства Кремля во внутренние дела стран-членов НАТО и не позволит России угрожать их границам. Такое заявление поможет отмести любые мысли о том, что нынешняя администрация не придет на помощь в кризисной ситуации. А ведь именно такого рода сомнения подтачивают и ослабляют любой альянс.
Приближающийся саммит, который многие называют самым коротким за всю историю, дает президенту Трампу столь необходимую возможность выглядеть по-президентски и поддержать этот исключительно важный альянс. Будем надеяться, что он воспользуется этой возможностью.