Польское министерство иностранных дел три года назад направило российской стороне запрос на возвращение документов и артефактов, вывезенных из бывшего немецкого концлагеря Аушвиц-Биркенау. Ответа от России не поступило до сих пор.
По информации, которую нам удалось получить во внешнеполитическом ведомстве, запрос был подготовлен в министерстве культуры и сопровождался дипломатической нотой МИД. Непосредственной причиной, по которой Польша предприняла этот шаг, стало постановление Международного совета Освенцима. «Нота касается архивных документов и предметов, которые производили или использовали руководители, сотрудники и заключенные лагеря. В 1945 году отряды Красной армии, части НКВД и члены Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков вывезли эти вещи из концлагеря Аушвиц и его окрестностей», — сообщил МИД.
Это произошло после освобождения лагеря, то есть, по всей видимости, в первой половине 1945 года. Благодаря запросам польских музейщиков, удалось выяснить, что документы, связанные с историей этого немецкого лагеря, находятся в московском Центральном государственном архиве Октябрьской революции (это, в частности, материалы, ставшие результатом работы советской Чрезвычайно комиссии, приказы комендатуры лагеря и другие документы, описывающие его функционирование, узников и работавших в Аушвице членов СС), Государственном архиве Российской Федерации (в частности, бумаги, касающиеся Центрального строительного управления, а также создания и работы концерна IG Farben в Моновицах), а также в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске.
Музейные работники напоминают, что последние материалы, связанные с этим концлагерем, были переданы Польше из фондов Государственного архива РФ в 1992 году. Тогда музей Аушвиц получил 46 томов с оригиналами свидетельств о смерти 70 тысяч узников. В 1993-1995 годах благодаря финансовой поддержке польского правительства удалось приобрести ксерокопию картотеки, содержащей сведения о работе заключенных, а также часть документов Центрального строительного управления в виде микрофильмов. Это были последние документы, которые попали в музей из России.
Польские музейщики обращают внимание, что Москва обязана придерживаться принципов, сформулированных в так называемом Ванзейском меморандуме, который в апреле этого году утвердили, в частности, израильский Институт «Яд ва-Шем», Музей Аушвиц-Биркенау и ЮНЕСКО. В нем говорится о том, что в местах расположения бывших концлагерей необходимо собирать оставшиеся от узников артефакты и предоставлять доступ к находящимся там архивам.