В воскресенье из Италии в Россию привезли мощи святого Николая, разместив их в московском храме Христа Спасителя (огромный кафедральный собор, выстроенный на месте своего предшественника, взорванного по приказу Сталина в 1931 году). К ним началось массовое паломничество. В июне они отправятся в Санкт-Петербург, а в июле вернутся в Бари.
Верующие поклоняются мощам Николая Угодника в храме Христа Спасителя. Это стало возможно благодаря встрече между папой римским Франциском и московским патриархом Кириллом, которая состоялась в прошлом году на Кубе.
Святой Николай очень многое значит для Русской православной церкви — и не потому что он стал прообразом мифологизированной фигуры Санта-Клауса. Он жил в Малой Азии, в самом сердце восточной части Римской империи, откуда в Россию пришло христианство. Мощи святого Николая перевезли из Миры в итальянский Бари только в 1087 году, и с тех пор они хранятся в этом городе. Занимаясь поиском подробностей, я наткнулся на один ритуал церковной службы, который меня потряс.
Незнакомые ритуалы часто вызывают удивление из-за своего мощного символизма. В подготовке хлеба для ритуала причастия в православии осуществляется последовательность действий в память о распятом Иисусе Христе, которого римский воин ударил копьем. В русском православии церемония приготовления хлеба (она называется проскомидия, и это греческий термин) проводится священником, который использует символическое копье. Хлеб должен стать тайной христова присутствия.
Сначала священник вырезает из просфоры в форме куба Агнца. Он режет хлеб с правой стороны со словами «Яко овча на заколение ведеся». Затем режет с левой стороны со словами «И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих». Вслед за этим священник надрезает верхнюю сторону, произнося «Во смирение Его суд Его взятся». Потом он надрезает нижнюю сторону, произнося «Род же Его кто исповесть». Когда хлеб надрезан со всех четырех сторон, священник вынимает Агнец и говорит: «Яко вземлется от земли живот Его».
Я не хочу сказать, что в этих символических действиях что-то не так. Напротив, они соответствуют другим древним литургиям, соединяя предложение святых даров с тем, как Христос принес свое тело в жертву на кресте. Это напоминает мне мозарабскую литургию, совершаемую в кафедральном соборе в Толедо. Там освященный хлеб делится на девять частей по количеству событий в жизни Христа, начиная с вочеловечения и кончая Вторым пришествием.
Значимость проскомидии для святого Николая состоит в том, что его имя в Русской православной церкви упоминается всякий раз, когда священник вынимает из просфоры другие частицы, раздаваемые во время причастия.
Из просфоры вынимается частица в память Богоматери. Затем вынимаются частицы в память живых, в память усопших, после чего священник вынимает частицу для себя. Но до этого он вынимает частицы для девяти чинов ангелов и для других.
Сначала идет частица в память Иоанна Предтечи, затем в память трех отроков (в пещи огненной), апостолов, святителей, мучеников, преподобных отцев, таких как Антоний (и матерей, таких как Мария Египетская), бессребреников (прославившихся тем, что они не брали денег за свои добрые дела, например, целители Косма и Дамиан), праведных богоотцев (Иоакима и Анны) и составителя литургии Иоанна Златоуста.
Имя Николая упоминают в ряду святителей, вместе с Кириллом Александрийским и Афанасием.
Святой Николай участвовал в работе Вселенского Никейского собора в 325 году. Несмотря на междоусобицу по вопросам вероучения, официального раскола между Востоком и Западом тогда не было. Может быть, святой Николай Чудотворец поможет преодолеть его сейчас во время своего пребывания в России.