У нового российского танка Т-14 «Армата» появился комплекс активной защиты (КАЗ), что создало проблемы для целого поколения противотанкового оружия, в том числе, для управляемой ракеты американского производства Javelin, которая используется в норвежских сухопутных войсках.
Об этом говорит бригадный генерал Бен Барри (Ben Barry) из лондонского Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies). По его словам, этой проблемой многие страны НАТО начали заниматься лишь совсем недавно.
КАЗ может сделать состоящие на вооружении противотанковые системы менее эффективными, но настоящей дискуссии по этой проблеме в армиях многих западных стран не ведется, отмечает он.
Некоторые государства проводят научно-исследовательские работы и испытания с намерением оснастить такой системой активной защиты собственную бронетанковую технику. «Но они не учитывают неудобные последствия для своих собственных противотанковых систем», — отмечает Барри.
Норвегия одной из первых среди стран НАТО занялась решением этой непростой проблемы. В ее последнем плане военных закупок предусмотрены расходы в сумме 200-350 миллионов крон (24-42 миллиона долларов) на замену ракет Javelin, чтобы «сохранить возможности для ведения борьбы с тяжелой бронированной техникой».
Существует потребность в противотанковой ракете, которая способна преодолевать комплекс активной защиты.
Как работает КАЗ:
1. Противник производит выстрел по танку.
2. Приборы обнаружения засекают угрозу.
3. Радиолокационная станция слежения производит расчет точки попадания.
4. КАЗ задействует контрмеры.
5. Этими контрмерами цель поражается.
КАЗ стал очередным этапом в многолетней борьбе наступательных и оборонительных технологий.
В этой борьбе преимуществами обладает то одна, то другая сторона. Когда-то рыцари в латах не имели себе равных и царствовали на поле боя. Но широкое применение огнестрельного оружия положило конец превосходству закованной в броню знати.
Со времен Второй мировой войны на поле боя главенствует новый рыцарь в стальных доспехах — танк.
Конечно, его можно подбить при помощи орудий других танков. Если у вас есть достаточно тяжелый снаряд и пушка, выстреливающая его с большой скоростью, то вы сможете пробить даже самую мощную броню. Но танки уязвимы и для других систем вооружений. Справиться с ними призван комплекс активной защиты.
После Второй мировой войны появилось целое семейство легких переносных противотанковых систем вооружений. Поскольку их переносит пехота, им не нужна скорость и масса, чтобы пробить танковую броню. Им нужна химическая реакция. Боевые части этих систем ударяются о внешнюю броню, а металлический сердечник создает кумулятивную струю, которая проникает внутрь машины.
Конструкторы танков пытаются создать всевозможные системы противодействия такому оружию. Это и реактивные панели, которые при попадании в них взрываются наружу, и дополнительные слои экранированной брони, из-за которой снаряд детонирует за пределами самого танка.
В КАЗ используется абсолютно новая концепция. По сути дела, это танковая противоракетная система с радарами, способными засечь приближающуюся ракету противника, и снарядами, которые ее уничтожают или уводят от цели.
Израиль стал одним из лидеров в этой области. КАЗ довольно успешно применялся на танках «Меркава» во время последней вспышки боевых действий в Газе.
Американцы проводят оценку израильского комплекса активной защиты под названием Trophy. Заглядывается на них и Британия, а голландцы недавно решили оснастить системами израильского производства свои боевые машины пехоты.
Бронированные машины с установленными на них комплексами активной защиты могут противостоять самым разным типам оружия, начиная от вездесущих российских/китайских РПГ (ручной противотанковый гранатомет) и кончая более современными противотанковыми управляемыми ракетами типа российского «Корнета».
Однако бригадный генерал Бен Барри отмечает, что из-за появления у России комплексов активной защиты возникло множество вопросов к натовским противотанковым системам вооружений. Норвегия предпринимает конкретные шаги и считает, что другим странам НАТО придется сделать то же самое.