Отдыхающие, вышедшие под парусом в море или путешествующие по морю из Таллина, вскоре после праздника середины лета будут иметь возможность наблюдать невиданное доселе зрелище. Именно тогда путь самой большой в мире подводной лодки «Дмитрий Донской», с атомным реактором и возможностью оснащения ядерными боеголовками, будет пролегать вдоль финского фарватера.
Через несколько недель самая большая в мире подводная лодка «Дмитрий Донской» пересечет Финский залив по пути в Санкт-Петербург, где она примет участие в российской выставке вооружений вскоре после того, как лето перевалит за середину. Атомный гигант станет гвоздем программы, привлекающим людей на празднование Дня российского флота в Кронштадте 30 июля.
«Балтийское море относительно мало, и если к нам сюда в гости заглянет атомная подлодка такой величины, это можно будет сравнить с визитом слона в посудную лавку».
Такое сравнение проводит капитан 2-го ранга Осси Лийматайнен (Ossi Liimatainen), преподаватель морской тактики в Высшей школе обороны.
Сейчас Балтийское море ожидает визита атомного гиганта из русского флота. Новость появилась еще в прошлом месяце, когда об этом написала норвежская газета Barents Observer со ссылкой на русскую «Известия». «Дмитрий Донской» — последняя из шести построенных для Советского Союза подлодок проекта «Акула», остающаяся на службе. Ее родной порт находится в Северодвинске на Белом море. Подводная лодка относится к тому же типу, что и субмарина в фильме «Охота за „Красным октябрем"», вышедшим в начале 1990-х. Главную роль советского капитана подводной лодки сыграл Шон Коннери.
«Балтийское море — настолько маленькое и мелкое, что не получится использовать подводную лодку так, как это предполагалось ее конструкторами», — говорит Осси Лийматайнен, по оценкам которого «Дмитрий Донской» будет вынужден большую часть времени идти на поверхности, так как в Балтийском море и Финском заливе не найдется места, достаточного для безопасного подводного прохода.
Первой победой будет, если «Дмитрию Донскому» удастся пройти через Большой Бельт, где требуется осадка судов менее 15 метров. У «Донского» осадка 12 метров.
«Дмитрий Донской» создавался, чтобы транспортировать 20 баллистических ракет, которые в общей сложности имеют 200 ядерных боеголовок. Заряд каждой из них — в 10 раз больше, чем бомба, сброшенная на Хиросиму.
У Финляндии и России есть договоренности, обязующие страны сообщать о транспортировке радиоактивного груза, но эти договоренности не касаются военных морских судов. Поэтому маловероятно, что, например, финский Центр радиационной безопасности получит какое-то оповещение перед визитом «Дмитрия Донского» в Балтийское море, который можно расценить как демонстрацию силы со стороны России.
«Это вызывает ряд вопросов»
«В первую очередь я вижу в этом внутриполитическую манифестацию: они хотят показать свою мощь собственному народу. Но, конечно, это вызывает ряд вопросов: почему Россия хочет именно сейчас привести сюда подлодку, которая никогда тут раньше не была?» — рассуждает Лийматайнен.
«Дмитрий Донской» — не единственное атомное судно с ядерными боеголовками, которая отправится в путь в течение двух месяцев. Компанию «Дмитрию Донскому» составит самый крупный и тяжеловооруженный корабль российского флота — крейсер «Петр Великий».
Шведский капитан и участник дебатов по вопросам обороны Никлас Виклунд (Niklas Wiklund) в прошлом месяце прокомментировал запланированный визит корабля в газете Blekinge Läns Tidning. Он критически относится к идее отправить эти два корабля в Балтийское море и считает, что есть вероятность, что и «Дмитрий Донской», и «Петр Великий» могут остаться после парада, чтобы участвовать в русских военных учениях «Запад», которые проводятся в Балтийском море каждые четыре года. Ранее в учениях преобладали наступательные десантные операции.
В Высшей школе обороны в Хельсинки не считают, что гигантские военные корабли могут сыграть сколько-нибудь существенную роль в учениях, которые вызывали особое беспокойство в Прибалтике.
«Конечно, не исключено, что корабли останутся на учения „Запад", но для обоих кораблей зона, пригодная для маневров, в Балтийском море очень ограничена. Поэтому я с трудом представляю, какую оперативную пользу они могу принести учениям. Но, конечно, кораблям могут дать какую-то символическую роль», — говорит Лийматайнен.
Центр радиационной безопасности в готовности
В Центре радиационной безопасности Stuk также обратили внимание на запланированный морской визит.
«Реакторы корабля меньше, чем на атомной станции. И излучение, и объем радиоактивных веществ можно сопоставить примерно с десятой долей реактора атомной станции. Если случится несчастье, последствия будут меньше, чем при аварии на атомной станции на суше», — говорит Антеро Кууси, главный инспектор Центра радиационной защиты.
Несчастный случай с реактором на борту подводной лодки или ракетного крейсера «Петр Великий» потребовал бы, однако, защитных мер в прибрежных районах. Ядерные боеголовки, для транспортировки которых сконструирована подводная лодка, предназначены для тотального опустошения, но Кууси говорит, что финнам не нужно беспокоиться о том, что они могут детонировать по ошибке, когда подлодка будет проплывать мимо Финляндии. Это технически невозможно. Однако возможные сценарии центра Stuk включают в себя пожар, который может привести к повышению уровня радиационной опасности, хотя и ограниченному.
Антеро Кууси хочет успокоить людей относительно рисков и говорит, что Центр радиационной безопасности не намерен предпринимать каких-либо особых мер, пока корабли не прибудут в Финский залив.
«В нашу задачу входит быть готовыми к атомным несчастным случаям, и визиты кораблей вроде этих в наших сценариях учтены», — заверяет Кууси.