Основанием для задержания датского гражданина стал курс русских властей на ужесточение правил для религиозных меньшинств.
Денниса Кристенсена (Dennis Christensen) задержали во время богослужения Свидетелей Иеговы в городе Орел в центральной России. Сейчас он заключен под стражу и рискует получить десять лет тюрьмы.
Арест стал следствием введенного в России нового запрета деятельности Свидетелей Иеговы. В апреле Верховный суд России приравнял эту христианскую группу к экстремистским организациям наряду с террористическими.
С тех пор российская полиция стала преследовать местные отделения этого религиозного сообщества.
«Они окружили дом и пошли на штурм. Все это напоминало классическую полицейскую операцию против опасных преступников», — говорит Ярослав Сивульский, официальный представитель Свидетелей Иеговы в России.
Остальные задержанные были допрошены, а затем их отпустили. Датчанин стал единственным, кого задержали на два месяца. Он обвиняется по статье об «организации деятельности экстремистской организации», сообщается на странице местного суда. Максимальное наказание по этому обвинению составляет десять лет лишения свободы.
Первым арестован датчанин
Это первый случай, когда член мирной религиозной общины задержан по серьезной статье об экстремизме, говорит Роман Лункин, специалист по религиозным меньшинствам в Российской академии наук.
«Это впервые с советских времен — да, со времен Сталина, — когда некто рискует получить десять лет тюрьмы из-за своей веры».
Кампания против Свидетелей Иеговы стала набирать обороты после того, как 20 апреля Верховный суд вынес свое решение. Согласно суду, штаб-квартира религиозного движения должна быть распущена, а все ее имущество следует изъять в пользу российского государства. Свидетели Иеговы обжаловали решение и пообещали передать дело в Европейский суд по правам человека.
Есть несколько объяснений тому, почему Свидетели Иеговы стали предметом прямого юридического нападения со стороны российских властей, считает Роман Лункин. Российское правительство в последние годы создало тесный альянс с доминирующей православной церковью, которая считает христианские группы вроде баптистов, протестантов и мормонов конкурентами. В тоже время такие течения, как Свидетели Иеговы, чей главный штаб находится в США, оказались в центре внимания и в связи с кампанией против западного влияния, которую правительство ужесточило в последние годы.
«Спецслужбы считают — как и в советские времена — что эти группы связаны с Западом, что представляет угрозу для России», — уточняет Роман Лункин.
Это может объяснить, почему целью первого ареста стал лишь один иностранный гражданин, считает он. Кроме того, Свидетели Иеговы считаются легкой добычей, так как они не пользуются широким сочувствием за пределами собственных рядов.
В советские времена эту религиозную группу тоже преследовали. В период правления советского диктатора Иосифа Сталина Свидетелей Иеговы приговаривали к длительным тюремным штрафам и депортировали в сибирские концлагеря. Сегодня российское законодательство гарантирует свободу вероисповедания. Тем не менее многие религиозные меньшинства в последние годы вновь подвергаются гонениям со стороны спецслужб.
Угроза «общественной безопасности»
В то время как православная церковь, мусульманство, буддизм и иудаизм имеют в российском законодательстве статус традиционных религий, многие другие вероисповедания заявляют, что испытывают давление со стороны местных властей. Церковь адвентистов седьмого дня также оказалась под угрозой закрытия.
Однако запрет Свидетелей Иеговы привел к наиболее далеко идущим последствиям. В ходе судебного разбирательства в апреле Минюст России заявил, что «Свидетели Иеговы представляют собой угрозу защите прав и интересов общества и общественной безопасности». Среди прочего был причислен к экстремизму их протест против переливания крови. Также Свидетели Иеговы отрицают военную службу.
Дело против Денниса Кристенсена вызывает у Свидетелей Иеговы в России опасения, что последуют дальнейшие аресты. Датчанин с семьей жил в России более десяти лет. По словам Ярослава Сивульского, он — обычный верующий, который не входит — как об этом говорится в обвинении — в руководство религиозной группы.
«Теперь в России это реальность: если ты верующий, то можешь попасть в тюрьму за то, что ходишь на встречи и читаешь Библию», — говорит Ярослав Сивульский.
Арест обжалуется. Министерство иностранных дел сообщило, что оказывает помощь по делу.