Выпущенный недавно музыкальный клип, рекламирующий предстоящий выход нового художественного фильма, вызвал волну негодования по поводу якобы неприличного поведения снявшихся в клипе девушек. Данный случай стал лишь последним эпизодом в непрекращающихся спорах по поводу консервативных и либеральных ценностей.
В данном клипе — целью которого было вызвать интерес к фильму ужасов «Албарсты», который должен появиться в кинотеатрах 1 июня — трое девушек поют в сладострастном ожидании прихода главного героя фильма — Албарсты. Хотя тон самого фильма серьезен и драматичен, его создатели решили использовать для его рекламы нечто более веселое.
Согласно киргизским легендам, Албарсты — таинственное и злобное существо, являющееся к спящей жертве, чтобы задушить ее.
Но в клипе создатели все перевернули с ног на голову, добавив намеки на сексуальные шалости: «Каждую ночь я лежу в постели обнаженная/ Он приходит, но я делаю вид, что не вижу его/ Он ложится сверху/ И тут все начинается/ Сначала Албарсты играет со мной/ А потом я играю с ним».
Как будто этого было мало — а мало консервативному лобби в Киргизии совсем не показалось — тут в клипе сам Албарсты начинает петь: «Я играю с девочками/ Я играю с мальчиками/ Я играю со старыми/ Я играю с молодыми/ И я даже играю с козами!»
Бурная реакция интернет-сообщества не заставила себя ждать, что несколько удивило создателей клипа. Рано Алымбаева, одна из снявшихся в клипе девушек, объяснила, что главной целью была реклама фильма. «Мы решили к выходу фильма снять этот клип с каплей черного юмора. Для людей от 18 и старше», — сказала она.
Режиссера клипа Аскара Думанаева удивило возмущение в обществе. «Мы не думали, что люди так критично и цинично отнесутся [к клипу], — сказал он. — Юмор — это юмор, людям надо немного проще и спокойнее ко всему относиться».
По мнению критиков, возмущение вызывает распущенность клипа, а также — что еще хуже — то, что создатели клипа замарали киргизские народные легенды сексуальной тематикой.
«Это был полный отстой, — сказал Урмат Калеев, бывший член Академии наук КР. — Во-первых, клип аморален. Во-вторых, они совсем не знают, какие клипы снимать? В-третьих, что это за клоунада. Ну и, в-четвертых, не следует шутить с потусторонними силами. Они вас будут преследовать!»
Многие представители интернет-сообщества, судя по всему, разделяют подобную точку зрения. Некоторые даже заявили, что снявшиеся в клипе девушки — не более чем проститутки, навлекшие «позор на нацию».
«Мы, киргизы, ценим такие понятия, как дисциплина, традиции и устои. Если мы позволим нашим красавицам нравственно пасть, тогда завтра мы можем просто отдать свою землю, свободу и достоинство соседним нациям», — гласит комментарий в YouTube, получивший наибольшее число голосов.
Но не стали молчать и представители противоположного лагеря, высказывавшиеся в поддержку девушек за то, что те подшутили над традиционными нравами и бросили вызов табу на сексуальную тематику в индустрии развлечений.
«В нашем обществе со всеми его пунктиками, так критично относящемся к творческому самовыражению, я полностью поддерживаю подобные клипы. Клип был веселым, хотя юмор был иногда, ну, вы понимаете… Однако, мне понравилось, что девушки не стеснялись и не боялись», — сказал бишкекский предприниматель Сумсарбек Мамирали, считающий себя феминистом.
Бишкекская активистка Рейна Артурова несколько более скептически отнеслась к юмору в клипе. По ее словам, хотя нельзя сказать, что клип продвигает идеалы феминизма, положительным аспектом было то, что девушки в клипе изображены в качестве активных участниц, а не беспомощных жертв.
В киргизском Интернете в последнее время растет масса сексистского юмора, где женщин выставляют в подчиненном положении по отношению к мужчинам, а клип про Албарсты, по словам Артуровой, пошел против течения.
«Все это может показаться просто шуткой, но они навязывают нам неравную роль в обществе, — сказала она. — Но когда в песне затрагиваются запрещенные темы, интимные вопросы, это признак эмансипации женщин».