Вероятность, что Россия начнет войну против Швеции, Путин называет «совершенным абсурдом».
«Если Швеция присоединится к НАТО, то это повлияет на наши отношения в негативном плане, потому что мы будем считать, что и вот с этой стороны — со стороны Швеции — к нам инфраструктура военного блока приближается», — сказал Владимир Путин агентству ТТ в Санкт-Петербурге.
«Но это не значит совсем, что у нас истерика начнется, или мы будем ядерные ракеты на Швецию нацеливать. Но что-то должны будем предпринимать, потому что мы рассматриваем это как дополнительную угрозу для России».
Путин подчеркивает, что шведский народ сам должен решать, войдет ли страна в НАТО. Нет никаких оснований считать, что Россия могла бы захотеть начать войну против Швеции, говорит он.
«Это совершенный абсурд! У Швеции нет никаких поводов вступать в НАТО, так как у нас нет планов угрожать ей».
Главный редактор TT Юнас Эрикссон (Jonas Eriksson) встретился с российским президентом в качестве председателя альянса новостных агентств EANA. Многие другие представители международных новостных агентств также участвовали во встрече во дворце в Санкт-Петербурге, где Путин вел прием в комнате за коричневым столом, украшенным цветочными орнаментами и изящными золотыми деталями.
Президент выглядел расслабленным и был в хорошем расположении духа, не жалея времени на развернутые ответы на все вопросы, который вращались вокруг отношений России с окружающим миром. На вопросы было отведено чуть более двух часов, и за это время он ни разу не обратился к своим заметкам. Напротив, иногда он, казалось, скучал, и рисовал что-то в своем блокноте.
Если одна страна хочет в ходе развития связей с другой страной оказать давление, это нужно делать в рамках двусторонних отношений, а не посредством вступления в НАТО, по словам Путина.
«То, что это (вступление в альянс — прим. ред.) будет ограничивать суверенитет при принятии каких-то решений, — это совершенно очевидный факт, потому что, скажем, размещение какой-то военной инфраструктуры на территории страны альянса — это уже в известной степени выходит из-под суверенитета страны. Это нас беспокоит», — сказал он.
«Пусть Россия воздержится от угроз любого характера в нашу сторону», — сказала министр иностранных дел Маргот Вальстрём (Margot Wallström).
«Мы сами выбираем себе внешнюю политику и политику безопасности. Наша линия давно ясна, и это правительство, с тех пор, как пришло к власти, всегда очень четко заявляло, что мы не участвуем в военных альянсах, что мы делаем ставку на сотрудничество и усиливаем собственную оборону. Этой линии мы продолжим держаться и в будущем. Так что все это контрпродуктивно, и им следует это прекратить».
Подобная риторика была слышна с российской стороны и ранее.
«В этом нет ничего нового, так что, слава богу, мы можем не особо волноваться о том, справимся ли мы с этим», — говорит Маргот Валльстрём.
«Мы продолжим выбирать собственную дорогу, принимать самостоятельные решения и вести сотрудничество так же, как и сейчас — в том числе с НАТО. Мы не будем присоединяться к военным альянсам, и мы планируем наращивать собственную оборону. Очевидно, что цель учений и мероприятий, которые мы проводим, — увериться в том, что Швеция и шведы могут чувствовать себя в безопасности.
Хотя вопрос и не поднимался, Путин воспользовался случаем и прокомментировал информацию о российских подлодках в Балтийском море. Вероятность, что в шведских водах могут быть российские подлодки, он назвал ложной информацией.
«Это просто абсурд».
В связи с другими вопросами от глав новостных агентств Путин опроверг, что российское государство замешано в хакерские атаки с целью повлиять на результаты выборов в других странах. Беспокойство по этому поводу стало расти в Европе после того, как американские власти высказали такие подозрения.
«Никакие хакеры не смогут повлиять на избирательную кампанию ни в одной из стран Европы, где угодно, в Азии и в Америке».
Путин также сказал, что ракетная оборона США в Южной Корее способствует новой гонке вооружений, в связи с чем Россия тоже намерена увеличить присутствие в регионе. Он назвал Курильские острова подходящим местом и подчеркнул, что Россия не собирается просто стоять и смотреть, как другие страны увеличивают свои военные силы вдоль ее границ в Европе и Восточной Азии.
«Путин говорит, что потенциальное вступление Швеции в НАТО стало бы „дополнительной" угрозой для России, что соответствует и его прежним высказываниям», — отмечает Якоб Хеденскуг (Jakob Hedenskog), аналитик в области политики безопасности в Институте тотальной обороны.
«Это стало бы еще одним проявлением того, что Россия называет окружением. Если Швеция и Финляндия, которые Россия считает нейтральными, вошли в военно-политический блок, который Россия рассматривает как враждебный, это было бы воспринято как очень серьезный сигнал», — пояснил Хеденскуг агентству TT.
Он говорит, что Россия искренне ощущает угрозу, исходящую от НАТО со всех сторон, и этим ощущением пронизаны стратегические документы и высказывания высокопоставленных русских политиков.
Путин также отметил, что членство Швеции в НАТО имело бы «негативные последствия» для связей между Швецией и Россией.
TT: Вы расцениваете это как угрозу?
Якоб Хеденскуг: Да, можно и так сказать. Политические контакты между Швецией и Россией были заморожены с момента аннексии Россией Крыма (в 2014 году), но недавно они оттаяли, когда Маргот Валльстрём посетила Москву и встретилась с министром иностранных дел Лавровым. А это означало бы возврат к очень холодным отношениям, которые наступили сразу после Крыма, — если не хуже.
Швеция и НАТО
В оборонный альянс НАТО, который образовался в 1949 году, входят 28 стран-членов. Среди них Дания, Норвегия, Исландия и страны Прибалтики.
Государства объединяет соглашение по статье номер пять устава НАТО, согласно которому атака на одну из стран альянса будет расцениваться как атака на всех.
В отношении нечленов взаимодействие с НАТО осуществляется в том числе в рамках программы «Партнерство ради мира» (PFF), в которую Швеция входит с 1994 года. Оно также происходит посредством Совета евроатлантического партнерства, основанного в 1997 году. Страны-партнеры взаимодействуют с НАТО и в рамках Партнерства для мирного планирования процессов и анализа (Parp), с помощью которого оценивается способность стран участвовать в международных операциях.
Подписанный шведским правительством с НАТО договор о принимающей стране подразумевает, что Швеции теперь легче оказывать поддержку самой и принимать поддержку от оборонного альянса в случае кризиса у себя дома или поблизости.