До украинского кризиса Владимир Путин больше заигрывал с западными компаниями. Затем, после аннексии Крыма и введения международных санкций Кремль резко развернулся к Китаю. В этом году на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, который является настоящим барометром делового климата в стране, российский президент решил принять со всеми почестями Индию и ее премьер-министра Нарендру Моди (Narendra Modi).
После заявления российского президента о том, что западные страны проявляют «контрпродуктивную русофобию», стало понятно, что вопрос о нормализации отношений между Москвой и ее основным экономическим партнером ЕС не стоит на повестке дня. В отличие от прошлогоднего форума, который посетили глава исполнительной власти ЕС Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) и бывший премьер-министр Италии Маттео Ренци (Matteo Renzi), в этом году ни одни из ведущих европейских лидеров не приехал в город на Неве.
Тем не менее, сегодня экономика Россия выглядит более привлекательно: после спада в 2105-2016 годах ей удалось выйти из рецессии благодаря повышению цен на нефть и осмотрительной денежной и бюджетной политики. Параллельно с сокращением раздутого государственного сектора, Центробанк начал оздоровление банковской сферы и полностью отказался от контроля курса рубля. Российское правительство рассчитывает на эти шаги для того, чтобы привлечь инвесторов. «Они вполне достойно пережили этот кризис. Трудности позади », — говорит Пьер Шарейр (Pierre Chareyre), заместитель генерального директора Engie. Санкции никак не отразились на деятельности его группы. Engie, действуя по указке «Газпрома», участвует в проекте «Северный поток-2», который через Балтийское море будет поставлять газ в Европу.
С французской и американской сторон преобладают, как всегда, представители энергетического сектора. Ни одно новое лицо не украсит совместную фотографию руководителей вечных многонациональных корпораций, начиная от Caterpillar и ExxonMobil и заканчивая Total и Schneider Electric.
Вопрос о санкциях
Во время дискуссий постоянно поднимается вопрос санкций, как и вопрос о необходимости проведения структурных реформ. Фредерик Удеа (Frédéric Oudéa), главный управляющий директор «Société générale», акционер Росбанка с 2006 года пожаловался на «сокращения», которые претерпевают операции по финансированию в долгосрочной перспективе. Глава «Новатэка» Геннадий Тимченко, партнер Total в строительстве газопровода на полуострове Ямал, рад тому, что многие французские компании продолжают вкладывать деньги в Россию.
«Но чтобы надеяться на нормализацию, необходимо, чтобы Россия пошла на уступки по Украине», — заявил один из руководителей французского предприятия, который осуждает поддержку, оказанную Москвой Марин Ле Пен во время президентской кампании. Владимир Путин, похоже, не волнуется по поводу этих советов: «Эффект от экономических ограничений совершенно ничтожен», — сказал он вызывающим тоном.